Сайт Александра Журбина. Главная страница




Орфей и Эвридика

Зонг-опера в 2-х частях
Manchester Files, Bomba Music


Как это делалось в Америке

Захаров, 2001 г. 288 стр.


Эти и другие книги, диски и ноты вы можете приобрести с автографом А. Журбина

подробнее>>


Подписаться на новости:


Слушайте авторскую программу Александра Журбина

"Звуки Мюзикла" на радио "Орфей"!


 Архив программы Александра Журбина на НТВ-Мир "Мелодии на память".


















13.04.2009

Газета "Москвичка": «Последняя любовь» Александра Журбина

 Газета Москвичка :

«Последняя любовь» Александра Журбина


В искусстве есть люди, которые постоянно нас удивляют: своей неистощимой творческой энергией, постоянной сменой жанров, крутыми виражами карьеры. К ним относится и композитор Александр Журбин. Автор первой (еще советской) рок-оперы «Орфей и Эвридика» (кандидатки в «Книгу рекордов Гиннесса», как вполне востребованной долгожительницы - на сцене 30 лет), музыки к 50 фильмам, среди которых и почти классика «Эскадрон гусар летучих», и недавняя «Московская сага». Начинал, как виолончелист, свой первый композиторский опыт направил в … «Пионерскую правду» и получил положительный отзыв. Двенадцать лет прожил в Америке - теперь там живет Журбин-младший, преуспевающий альтист и композитор. Казалось бы, ну чем еще можно удивить столичную публику? Но… приглашение в гости с предложением обсудить совершенно новый проект звучало очень уж интригующе.

Дом Чехова, рояль Рахманинова


Дом у Журбина, разумеется, тоже необычный. В желтом здании неподалеку от Маяковки бывали Чехов и Рахманинов. Заходя в гости, Сергей Рахманинов нередко садился за рояль. Теперь на этом инструменте (Бернстайн 1881 года) играет другой композитор - Журбин.
Впрочем, в гостиной роялей два. Второй - орехового дерева, тоже антикварный, стоит тут же, на случай, если кто-то из гостей-музыкантов захочет сыграть в паре с хозяином. Судя по всему, гостей в этом доме любят: мягкий диван и кресла уютно расположились напротив. А длинный стол в кухне-столовой, совмещенной с гостиной, навевает мысли о дружеских застольях и беседах. О музыке, разумеется.
Сегодня в гостях у Журбиных композитор Владимир Дашкевич автор музыки к «Шерлоку Холмсу», «Бумбарашу» (она постоянно звучит в его мобильнике) и еще десятков кинохитов, Леонид Серебренников с гитарой и партнершей, а также известный адвокат (неизменный участник передач «Что? Где? Когда?») и начинающий писатель Михаил Борщевский.
Супруга Журбина поэтесса Ирина Гинзбург на всякий случай предупреждает: «Дорогие гости, пожалуйста, будьте внимательны, не пытайтесь войти в… зеркало! За ним не комната, за ним стена!» Зеркало висит напротив стола и создает полную иллюзию продолжения пространства. Я удивляюсь: «А что, были случаи?» - «Еще бы! Потому и предупреждаю!»

Не попса!


Новый проект Журбина впечатляет не столько масштабом, сколько своей оригинальностью. Казалось бы, российский музыкальный рынок давно захвачен, поделен и новых людей отторгнет немедленно и категорично. Журбин и тут пошел своим путем, справедливо рассудив, что есть определенная «интеллигентская прослойка», которую «тошнит от шансона, музыка бардов для нее слабовата, попсу она переросла, а вот до классики не доросла». Это не только учителя, врачи, но и в первую очередь довольно большой «отряд» топ-менеджеров. Для них-то и будет выпускать свою продукцию новая компания AZ Rekords.
- Откуда такое название? - поясняет Журбин, - во-первых, «аз» - «я» очень персональный, во-вторых, от A до Z то же самое, что от А до Я только по-английски, а в-третьих, это мои инициалы, но тоже на английском.
- Вы можете назвать имена своих первых авторов?
- Эдуард Артемьев, Владимир Дашкевич, Алексей Рыбников, Давид Тухманов, Исаак Шварц, Геннадий Гладков, еще Шнитке, Губайдуллина… Это киномузыка и все неизданное, что хранилось в архивах у композиторов. Девиз нашей компании: «Легкая музыка, написанная всерьез, и серьезная музыка, которую легко слушать». У нас не будет попсы, но при этом не будет классики, джаза и рока - эти ниши на музыкальном рынке уже заняты.
- Не думаю, что у Шнитке есть что-то неизданное.
- Есть! И мы сейчас как раз ведем переговоры с его вдовой об авторских правах.
- Что касается Губайдуллиной, легкой музыки у нее нет, и слушать ее довольно трудно.
- Нам удалось отыскать у нее почти роковое произведение.
- В чем причина процветания попсы в теле-, радиоэфирах?
- Еще в сталинские времена народ пытались воспитывать в любви к классике, но народ больше любит блатные песни и примитивную эстраду. Поэтому рейтинги у таких программ самые высокие, естественно, они вытесняют всю другую музыку. Поэтому в эфире первого канала только попса. Первый канал решил показать мой творческий вечер из ГЦКЗ «Россия», там было довольно много серьезных, интересных номеров, но в телеверсии их не оказалось - вырезали.

Семейный дуэт


Побывать в доме у композитора и не услышать его живого исполнения было бы очень обидно. Разочаровываться не пришлось, гостей порадовал семейный дуэт. По словам Ирины Гинзбург, она решила воспользоваться «соседскими и даже где-то родственными отношениями с композитором Журбиным и записать собственный диск». Песня Журбина на ее стихи «Гости на дачу съезжались» звучит в двух сериях «Московской саги», жаль, что не целиком. Голос у Ирины сильный, запоминающийся, с пикантной джазовой хрипотцой.
- Ира, а у вас есть музыкальное образование?
- Нет.
- А что надо, чтобы так петь?
- Достаточно тридцати лет совместной жизни с композитором Журбиным.
Разговаривая с Ириной, наблюдаю, как лихо она справляется с обязанностями хозяйки: накрывает на стол, стараясь создать непринужденную теплую обстановку.
О музыкальных вкусах хозяина можно судить по портретам, что разместились на стене перед роялями. Из самого верхнего угла сиротливо выглядывает Бах, рядом с ним Растропович с любимой виолончелью, Шостоковичей два, еще Рихтер, Прокофьев и Стравинский, узнаваемый, несмотря на то что все портреты в современной, авангардной манере. О вкусах хозяйки можно судить по обилию цветов, симпатичных мелочей и со вкусом продуманного интерьера: современные картины на стенах прекрасно сочетаются с антикварной мебелью. Тяжелые шелковые портьеры придают гостиной немного театральности. Так и кажется, что из-за нее вот-вот выглянет героиня Журбинского мюзикла. Той же «Мышеловки», например, по Агате Кристи.

Мировую литературу - на музыку


Рассуждая о хорошей и плохой музыке, Владимир Дашкевич справедливо заметил, что хорошего много не бывает:
- В позапрошлом веке, не самом плохом в отношении музыки, было не так много композиторов: пятерка «Могучей кучки» да еще Чайковский. Думаю, вообще много композиторов быть не должно. Главное, чем отличается хорошая музыка от плохой - хорошая музыка запоминается, а плохая нет. Если произведение помнят через 300 лет - это классика, если через 50 лет - это хорошая музыка.
Дебютировавшие в 70-х Дашкевич и Журбин (тогда 30-летние) сегодняшних тридцатилетних композиторов, сумевших серьезно заявить о себе, пока не видят, о чем, похоже, искренне сожалеют.
Однажды Александр Журбин заявил, что, будь его воля, «всю мировую литературу превратил бы в мюзикл». Пока в его композиторском списке Чехов и Достоевский, Шекспир и Томас Манн, Набоков и Ильф с Петровым, теперь Журбин добрался и до молодых авторов. Среди которых Михаил Борщевский.
- Мы познакомились с Журбиным на передаче «Что? Где? Когда?». Он меня многому научил… но не музыкальной грамоте. Поскольку сам ее не знает, - на ходу шутит Борщевский.
- Знаю лишь шесть нот из семи, - вторит ему Журбин.
- Но это на две больше, чем Крутой, - не сдается адвокат.
Как видно, чувство юмора у них обоих просто замечательное. Так вот, однажды (в шутку) Борщевский предложил Журбину написать мюзикл на рассказ из своей последней книги. Журбин (не исключено, что тоже в шутку), согласился - в результате в работе новый мюзикл «Последняя любовь» - история трогательная, сентиментальная, музыкальная.
Из свежеизданного у Журбина новая книга (третья) «Композитор, пишущий слова» и новый диск «Два портрета» - песни на слова Марины Цветаевой и Велимира Хлебникова. На вопрос: «Как вы все успеваете?» - композитор отвечает: «Работаю ежедневно по 6-8 часов в день!»

Беседовала Лариса Суетенко



назад

© Александр Журбин, 2005 г.


 

Разработка сайта ИА Престиж