Сайт Александра Журбина. Главная страница




Орфей и Эвридика

Зонг-опера в 2-х частях
Manchester Files, Bomba Music


Как это делалось в Америке

Захаров, 2001 г. 288 стр.


Эти и другие книги, диски и ноты вы можете приобрести с автографом А. Журбина

подробнее>>


Подписаться на новости:


Слушайте авторскую программу Александра Журбина

"Звуки Мюзикла" на радио "Орфей"!


 Архив программы Александра Журбина на НТВ-Мир "Мелодии на память".


















29.04.2010

Черное и Белое. В Омске поставили "Мертвые души" Александра Журбина // газета "Культура", № 15

Черное и белое

В Омске поставили "Мертвые души" Александра Журбина

Елена ЕЗЕРСКАЯ
Омск - Москва

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

За Омским музыкальным театром уже давно и прочно закрепилась репутация лаборатории современного музыкального спектакля. И новая постановка на его сцене - очередное подтверждение верности коллектива избранному им творческому пути. Музыкальная поэма Александра Журбина "Мертвые души", мировая премьера которой состоялась недавно в Омске, - для композитора произведение этапное. Вслед за его мюзиклами "Владимирская площадь" ("Униженные и оскорбленные") и "Доктор Живаго" сценическое воплощение в популярном музыкальном формате нашел еще один шедевр отечественной литературной классики.

Особенность композиторского подхода к созданию музыкального произведения на основе произведения литературного - прежде всего в уважительном отношении к первоисточнику, в точном следовании взаимодействию и переплетению сюжетных линий. Духу и букве оригинала верны и соавторы Журбина (в "Мертвых душах" это - либреттисты О.Иванова и А. Бутвиловский, поэт С.Плотов), отчего результат их совместного творчества никак не отнесешь к категории "по мотивам". Равно как он и не может быть назван иллюстрацией: мастерство композитора таково, что порою кажется, едва ли не каждая значимая сцена, едва ли не каждая писательская интонация приобрели здесь свою музыкальную характеристику, а каждая несущая смысловую нагрузку тема - свой лейтмотив.

И хотя в целом музыкальная поэма "Мертвые души" выдержана в духе и стиле "легкого жанра", в ее структуре, в фактуре музыкальных номеров, в построении вокальных монологов, характеризующих главных героев, многое созвучно эпичности прозаической поэмы Гоголя. И подобно тому, как драматургию гоголевских "Мертвых душ" определяет контрапункт лирического и сатирического начал повествования, представляющих собой воплощение извечной борьбы добра и зла, драматургию музыкальную движут тема Чичикова (черта из табакерки) и тема "мертвых душ", которые обретают в спектакле вполне осязаемые формы.

Мертвые души словно сходят со страниц ревизских списков, заполняющих всю сцену огромными пачками-блоками, и неотступными мистическими фигурами в белом повсюду следуют за Чичиковым: невидимые для остальных персонажей мюзикла и зримые для публики (хореограф Л.Байкова). Порой они чем-то неуловимо напоминают оперных юродивых, но больше похожи на обитателей "скорбных домов" в смирительных рубашках и странных колпаках. Только однажды Чичикову будет дано прозреть их - когда рухнет его головокружительная афера и среди некогда бестелесных теней материализуется чичиковский батюшка с лирическим монологом - горьким укором и просветлением души, познавшей освобождение от всего мирского и суетного.

Борьба между светом и тенью, между добром и злом определяет и цветовую гамму спектакля. Режиссер Ольга Иванова, художники Юрий Устинов и Ирина Акимова создают на сцене мир, поделенный надвое - на черное и белое. Это и цвета верстовых столбов времен российской империи, ассоциативно связывающие нас и с актом писательства (черный шрифт на белой странице), и с ревизскими списками - белая бумага, черные чернила. И это - символ вечной жизненной чересполосицы, которую в финале расцвечивает общий выход участников спектакля, как знак надежды на грядущие перемены.

Музыкальное многоцветье - в изобилии щедрых мелодических находок и изобретательных жанровых музыкальных приемов. Для каждого героя композитором найдены очень точные, емкие музыкальные характеристики, которые дают возможность не только попеть с удовольствием, но и поиграть. Каждый музыкальный эпизод - это мини-спектакль со своими четко выстроенной драматургией и неповторимым колоритом.

И актеры Омского музыкального вполне успешно обживают бенефисное пространство своих ролей. Пышнотелая, дебелая Коробочка, завалявшаяся до седины в перинах и девичьих грезах, - Л.Бродская. Приторно-сладкозвучные дачники Маниловы - В.Ивашина и К.Чемирзова. Ухарский "городовой" Ноздрев - Д.Окропиридзе. Скряга-меломан, задрапированный в лохмотья, точно иссохшая от старости египетская мумия, Плюшкин - Г.Котов. Обжора и солдафон Собакевич - И.Варнавин. "Небесное создание" с малороссийской косою вкруг головы Лиза - Т.Боброва.

Центр притяжения в этом актерском ансамбле - Чичиков - А.Серков. Молодой солист театра создает очень современный, емкий образ человека неординарного, яркого, раздираемого душевными противоречиями и вместе с тем циничного. Музыкальный образ Чичикова прописан композитором по-оперному подробно, дан в развитии, и А.Серков вокально остается убедительным в течение всего спектакля.

Отдельно следует отметить дирижера-постановщика Виктора Олина. Ведомый им оркестр звучит по-театральному зрелищно, сбалансированно по звуку и точно в нюансах и характере композиторских музыкальных решений.


назад

© Александр Журбин, 2005 г.


 

Разработка сайта ИА Престиж