Орфей и Эвридика
Зонг-опера в 2-х частях
Manchester Files, Bomba Music

Как это делалось в Америке
Захаров, 2001 г. 288 стр.
Эти и другие книги, диски и ноты вы можете приобрести с автографом А. Журбина
подробнее>>
Подписаться на новости:
Слушайте авторскую программу Александра Журбина
"Звуки Мюзикла" на радио "Орфей"!
Архив программы Александра Журбина на НТВ-Мир "Мелодии на память".
|
|
Вы будете смеяться
Путин в моем кабаре
Свою школу композиторского искусства Александр Журбин проходил, проживая именно в нашем округе. В общежитии Московского института им. Гнесиных.
— Как сейчас помню адрес: ул. Космонавтов, д.2. Помню с ужасной нежностью. Это был лучший период моей жизни. Беззаботный. Заботиться было не о чем. В собственности — один чемодан с вещичками.
— А сейчас?
— Квартира в Москве. Квартира и дачка в Нью-Йорке.
— Про Нью-Йорк — попозже. Сейчас — про ту «ужасно нежную» Москву по адресу: ул. Космонавтов, д.2.
— Каждый мой день был связан с космонавтами. Я выходил из метро «ВДНХ» и шел по их аллее, мимо «мечты импотента» — так мы представляли себе Монумент покорителям космоса. В комнате со мной жил бас-вокалист. А басы, как известно в музкругах, преимущественно пьющие. Мой сожитель к тому же был непробиваем. Приходил под утро и сообщал, что самое время поспать. А у меня наступало время заниматься. Сожитель не перечил. Садился, прислонясь к пианино, и просил разбудить его через пару часов. Я «дубасил» по клавишам, а он чуть тише храпел.
Любил прогуляться по проспекту Мира. Знал все тамошние кафешки. В некоторых меня знали официантки и подкармливали двойными порциями. Жизнь, как известно, имеет свойство закольцовываться. Вернувшись в Москву после 12-летнего жития в Нью-Йорке, свой первый концерт я дал на проспекте Мира, в одном из ночных клубов. Выступление назвал «Кабаре Александра Журбина». Оно имело успех. И с тех пор мое «Кабаре» идет постоянно — правда, в другом районе.
— А что это такое — твое «Кабаре»?
— У нас неправильно считают, что кабаре — это размалеванные девицы, с визгом задирающие ножки. На самом деле на Западе — это некое юмористическо-сатирическое пение, куплеты с политическими шутками. Мое кабаре не особо политическое. Хотя иногда на ходу сочиняю незлобные куплеты и про «Единую Россию», и про Путина, и про Ходорковского...
— Коли крышка пианино открыта, «сбацай» что-нибудь из этой серии!
— Легко! Музыка Эдуарда Колмановского из фильма «Большая перемена». Слова мои. Посвящается выборам в 4-ю Думу.
...Там-там-там, там-там-там... Вальс! Выборы — это трудная штука / Ах, как бываем мы близоруки! / Мысленно все мы рвались куда-то / За либералов, за демократов. / Но оказалось: нас очень мало, / Пяти процентов — как ни бывало, / Нам обещали жить, как в Европе, / Но оказались мы в полной...
— Саш, а как ты стал композитором?
— Просто. Сочинять начал в Ташкенте, где родился, окончил музыкальную школу, консерваторию по классу виолончели. Потом поступил в аспирантуру Ленинградской консерватории. Это было золотое время Ленинграда и мое тоже. Именно тогда здесь жили Ахматова, Бродский, Барышников, Довлатов... Я был еще недорослем. Но каким-то образом вошел в их круг, со многими подружился. В Ленинграде первый раз женился.
— И здесь же впервые проснулся знаменитым...
— Да, мое первое знаменитое произведение — первая отечественная рок-опера «Орфей и Эвридика» — дала мне гигантский толчок. И хотя с тех пор я насочинял очень много и гораздо лучше, меня чаще вспоминают как автора «Орфея».
— Твоя новая «Эвридика» — поэтесса Ирина Гинзбург — вновь заманила тебя в Москву?
— После того как разрушился мой первый брак. В Москве мы с ней часто вместе выступаем. А в Нью-Йорке она работает продюсером русскоязычного телеканала.
В американские звезды не попал
— Ты уехал в Нью-Йорк в 90-м году, когда к нам пришла «шальная» свобода, а к тебе — всенародная слава. Зачем?
— Свобода пришла — с одной стороны. С другой — полная анархия. Это было жуткое время для искусства: театры опустели, кино никто не снимал, музыку никто не слушал. Мне было ужасно грустно от того, что вся моя работа пошла насмарку. И тут мне предложили контракт из Нью-Йорка — в шикарную музыкальную организацию. Положили приличные деньги, дали квартиру. Я взял семью и поехал. Думал, что на три года. А потом еще три предложила другая фирма. Так и задержался на 12 лет.
— Как осваивал американскую жизнь, абсолютно отличную от российской?
— Это было равносильно стихии. Язык знал на уровне: «Сэнк ю вери мач!», «Ай лав ю!». Но должен себя похвалить: через год уже преподавал на английском в музыкальном колледже.
Вообще жизнь там я прожил довольно трудную. Думал, что меня пригласят в американские музыкальные звезды. Пригласили. Но в о-о-очень маленькие. Я написал музыку к фильмам, которые мало кто видел, к спектаклям с залом на 50 человек. В отличие от России, где меня ставили все театры — и большие, и огромные.
— Это было не твое? Или просто не принимали?
— Не принимали. Мы там чужие. Америка — очень дружелюбная страна. Она всех приглашает: «Приезжайте! Влейте в меня свежие силы!». Она нас действительно любит. Но до известного предела. Ты приезжаешь — тебе дарят ящики одежды. Сначала обалдеваешь: «Мать честная, халява!» А потом обнаруживаешь, что это суперхлам.
Тебя кормят, поят. Но как только чувствуют, что ты хочешь делать карьеру, хочешь жить, как они, а не как какой-то паршивый эмигрантишка, тебя тут же «тормозят». Сознательно не пускают.
— А не кокетничаешь ли? Ведь тебя не раз пускали в Карнеги-Холл.
— Да, успехи были. Был авторский концерт в Карнеги-Холл. Там же я руководил концертом, посвященным 850-летию Москвы, организовал нью-йоркский фестиваль российских фильмов, создал первый российско-американский театр. И тем не менее в какой-то момент ощутил: эх, ерундой занимаюсь. И я поставил на этом точку.
— В послужном списке «Заслуженного деятеля искусств России» Александра Журбина — симфонические концерты, мюзиклы, оперы, оперетты, музыка к спектаклям, фильмам, мультикам... Как этот хаос жанров «царит» в одной-единственной творческой голове?
— Вот такой я любвеобильный человек! Все хочу попробовать! Много еды, напитков, стран. Не скрою, много женщин. Но я не всеяден. Например, никогда не напишу концерт для балалайки с оркестром.
Композитор-юморист
— В чем разница между профессиональным композитором Александром Журбиным и самодеятельным режиссером Максимом Подберезовиковым, рискнувшим в фильме «Берегись автомобиля!» замахнуться «на Вильяма нашего, на Шекспира»? Ведь ты замахивался и на Достоевского, и на Набокова. Теперь вот на Чехова «поднял руку»...
— Я «осеменил» многих. И Марка Твена, и Бертольда Брехта, и Томаса Манна, и Исаака Бабеля... А сейчас дошла очередь и до «Вильяма нашего». На моем столе лежит «Король Лир». Скорее всего это будет рок-опера. А замахиваюсь, потому что я — читатель. Мое самое большое удовольствие — лечь на диван и погрузиться в какую-нибудь прекрасную книжку.
— Ты и в творчестве, и в жизни — человек веселый. Не впадать в тоску — твое жизненно-творческое кредо?
— Мой заводной оптимизм заложен в моих генах. А про мое оптимистичное творчество мой друг Аркадий Арканов сказал: «Ты единственный композитор-юморист».
— Что пишет твой 25-летний сын — альтист и композитор?
— Он талантливее меня. Учится в Джульярдской консерватории, которую, кстати, окончил Ван Клиберн. Музыку пишет в основном серьезную. Но иногда «рожает» что-то похожее на мое. Надеюсь, что моим путем и пойдет. Главное, чтобы его нашла удача. Один раз! Как меня в «Орфее».
— «Орфей» — любимое дитя?
— Конечно! Недавно я был на 4650-м спектакле, когда нас, создателей, заносили в Книгу рекордов Гиннесса. Зал был полон. Музыка звучала так клево, будто была написана вчера. Я был так счастлив!
назад
|
|