В Москве проходит масштабный музыкальный фестиваль «Александр Журбин: Музыка. Театр. Кино», посвященный 65-летию композитора. Программа его составлена так, что каждый находит в ней для себя что-то интересное – от симфонии до камерных произведений для баяна. Детективный мюзикл «Мышеловка», исторический «Цезарь и Клеопатра» с главной звездой «Московской оперетты» Герардом Васильевым, вечер киномузыки, концерт «Планета детства», симфония City of the Plague - «Город Чумы». Многое из представленного в фестивальной афише заявлено как премьеры. Пермский академический «Театр-театр» впервые показал в Москве музыкальную фантазию «Доктор Живаго». Под глубоким впечатлением от увиденного и услышанного наш корреспондент побеседовал с маэстро.
– Александр Борисович, композиторы вашего уровня, возраста и регалий пишут респектабельно и неторопливо – по одному произведению раз в два-три года. С чем связана ваша композиторская плодовитость последних лет?
– У меня был период полумолчания, когда я жил в Америке. Тогда за 12 лет я написал 3–4 вещи.
– Почему?
– Был занят другими делами… Не писалось как-то, не было желания…
– А когда вернулись в 2002 году, желание появилось?
– Желание, слушатели… Я сам удивляюсь, почему я так много пишу. Но это идет, нельзя же останавливать. Но вообще, несмотря на обилие заявленных премьер на этом фестивале, он состоит не только из новых работ. Есть произведения, написанные в 90-е, 80-е и даже в 70-е годы, произведения которые в силу разных причин никогда не исполнялись.
– Самые важные для вас концерты фестиваля?
 |
Журбин с женой Ириной Гинзбург
|
– Третьего ноября в Доме композиторов впервые прозвучала музыка для струнных и для виолончели с оркестром (солировал Борис Андрианов), и впервые прозвучали мои хоровые произведения. Все это в исполнении замечательного оркестра Musica Viva (дирижировал Феликс Коробов) и хора имени Свешникова под руководством Бориса Тевлина. В концертной студии на Малой Никитской прозвучала оратория «Земля» на стихи Б. Пастернака, В. Маяковского, Б. Брехта, О. Берггольц, А. Файнберга, П. Элюара, Л. Ашкенази, неизвестного узника концлагеря Бухенвальд. Я ее написал 35… нет, 38 лет назад. Но она никогда не исполнялась.
– Очень сильное произведение. Почему так получилось?
– По разным причинам. Еще важная для меня премьера – детективный мюзикл «Мышеловка» по Агате Кристи. Это в Доме архитекторов. «Мышеловка» идет во многих городах. Но в Москве поставлена опять же впервые. Ну, а главная премьера фестиваля состоялась 29 ноября – в Светлановском зале Московского Дома музыки прозвучала моя Четвертая симфония. Это огромное театрализованное произведение для солистов, хора, большого симфонического оркестра. Она в 9 частях и исполняется на семи языках. Называется City of the Plague, или «Город чумы». Я много вложил в эту симфонию.
– У вас написана музыка к более чем 40 спектаклям, 60 фильмам, четыре симфонии, произведения для солистов с оркестром, бессчетное количество песен. Кем вы себя ощущаете в большей степени – симфонистом, песенником, театральным композитором?
– Я себя ощущаю композитором. Люблю работать в разных жанрах. Хотя выкладываюсь по-настоящему в так называемой серьезной академической музыке. Просто, чтобы написать сонату, квартет, симфонию, требуется гораздо больше умения и технических знаний, чем для той же песни. Песни вообще часто рождаются непроизвольно. Увидел какие-то стихи – и звучит мелодия. Я вот сейчас написал мюзикл «Мужчина и женщина». Он сплошь состоит из песен о любви. Два человека поют 20 песен на разные стихи.
– Кто из композиторов более молодого поколении вам интересен? За чьим творчеством следите?
– О, это большая проблема. Я смотрю фильмы, слушаю концерты, все пытаюсь найти новые яркие имена. Увы, те, кого условно можно назвать молодыми, – им уже за 50. А нового поколения не вижу, не слышу, и не потому, что я не информирован, а потому, что опять же, увы, нет плеяды имен. Есть отдельные произведения, отдельные ноты, отдельные имена.
– В чем проблема?
– Не знаю…
– Но вы же наверняка думали об этом.
– Конечно. Талантливому молодому человеку сейчас очень сложно пробиться. Ни радио, ни телевидение не хочет, не заинтересовано в талантливых людях. Им надо зарабатывать. И за деньги – это не секрет – можно купить себе место в концерте , в рейтинге… Это ужасно. Пробиться трудно всегда. Но при советской власти сидел худсовет из очень уважаемых и авторитетных людей, и подкупить этот худсовет было невозможно – у этих людей были другие в жизни задачи. Поэтому и откровенной любительщине, бездарности пролезть было невозможно. А сейчас есть Интернет, в котором любой графоман может выложить свое творение, и оно даже будет иметь успех. Так что дурной вкус побеждает.
– Главная удача в вашей жизни?
– На каждом этапе разные удачи. Вот сейчас я очень дорожу своей Четвертой симфонией.
– А по жизни?
– Я доволен жизнью. Мне повезло – у меня хорошая семья, жива мамочка, есть прекрасная жена, сын, внук… И я молю Бога, чтобы это продлилось как можно дольше.
Беседовала Ирина БЕЛЯЕВА
СПРАВКА
Композитор Александр Журбин родился в Ташкенте, учился в Ленинграде, жил в Москве и Нью-Йорке. Автор четырех симфоний, инструментальных концертов, балетов, музыки к шестидесяти фильмам («Эскадрон гусар летучих», «Лес», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Московская сага»), более 40 мюзиклов и театральных спектаклей («Чайка», «Губы», «Король Лир», «Униженные и оскорбленные» и др.). Его «Орфей и Эвридика», созданная в 1976 году, стала первой советской рок-оперой и не сходит с афиш по сей день, за что попала в Книгу рекордов Гиннесса.