Сайт Александра Журбина. Главная страница




Орфей и Эвридика

Зонг-опера в 2-х частях
Manchester Files, Bomba Music


Как это делалось в Америке

Захаров, 2001 г. 288 стр.


Эти и другие книги, диски и ноты вы можете приобрести с автографом А. Журбина

подробнее>>


Подписаться на новости:


Слушайте авторскую программу Александра Журбина

"Звуки Мюзикла" на радио "Орфей"!


 Архив программы Александра Журбина на НТВ-Мир "Мелодии на память".


















Декодер Журбин.

ПРО ЭНЕРГИЧНОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ УСПЕВАЕТ МНОГОЕ, ОБЫЧНО ГОВОРЯТ: МОТОРНЫЙ. ПРО АЛЕКСАНДРА ЖУРБИНА СКАЗАТЬ ТАК – ЭТО СИЛЬНО ЕГО НЕДООЦЕНИТЬ. АВИАМОТОРНЫЙ КАК МИНИМУМ. А ТОЧНЕЕ, ЧЕЛОВЕК, ЖИВУЩИЙ И РЕАЛИЗОВЫВАЮЩИЙ СЕБЯ С КОСМИЧЕСКОЙ СКОРОСТЬЮ.

Александр Журбин, написавший первую в стране рок-оперу «Орфей и Эвридика», автор симфоний, балетов, концертов, мюзиклов, оперетт, вокальных циклов, музыки к кинофильмам, песен и т.д. и т.п., оказался еще и «композитором, пишущим слова»: в его арсенале статьи, обзоры, заметки, комментарии, эссе в разных периодических изданиях и четыре книги, последняя из которых скоро выйдет в издательстве «Эксмо».

– Да, – улыбается Александр Борисович, – я очень активно работаю в самых разных направлениях. Буквально только что вышел мой новый (и одновременно старый) альбом «Два портрета» – произведения на стихи Марины Цветаевой и Велимира Хлебникова. Я переиздал то, что было написано более 20 лет назад. И с этой пластинки начинается новый Recording label – старомодно говоря, фирма грамзаписи – AZ Records, что означает одновременно мои инициалы по-английски и алфавит от A до Z. Под этим лейблом мы будем выпускать музыку разных композиторов: я привлек еще нескольких коллег – Владимира Дашкевича, Геннадия Гладкова, Максима Дунаевского, Марка Минкова. Это профессионалы с консерваторским образованием, которые умеют писать все: и шлягеры – хиты, любимые миллионами, и интересную серьезную музыку.

– Собственная студия? Зачем вам это?

– Это не студия, это некий ярлык, его мы будем ставить на те пластинки, которые намерены выпускать. У нас выработана целая идеологическая программа: мы ничего нового записывать почти не будем. Идея такая: открыть то, что имеется в российской музыке. У каждого композитора есть гигантский архив звукозаписи – музыка, которую он писал для кино, театра; песни, вокальные циклы, симфонии, концерты. Что-то из этого исполнялось, может быть, только раз, а что-то вообще ни разу. И наша задача – показать российским слушателям, какая сокровищница у нас здесь имеется! Какие гигантские залежи прекрасной музыки хранятся у композиторов дома и как бесхозяйственно к этому относится государство, которое абсолютно этим не интересуется. По всем каналам – попса-попса-попса! Дешевая, «голимая». Лозунг AZ Records – «Не попса». Мы будем выпускать все, что угодно, только не попсу. Мы совсем не против популярной музыки, в ней есть много хороших вещей. Скажем, песни советских композиторов 30–40-х годов – замечательные, песни «Битлз», Фрэнка Синатры, Барбры Стрейзанд – среди них есть шедевры. Но нынешняя попса – это настолько ужасно и невыносимо, что мы решили нашими скромными средствами с этим бороться. Мы не можем поставить по Москве огромные рекламные щиты и купить рекламу на ТВ – за попсой стоят огромные деньги. Но теперь у нас есть скромная фирма AZ Records, которая будет пропагандировать хорошую музыку, вытаскивать ее из запасников и показывать слушателям. В ближайших планах – диски неизвестной музыки Дашкевича, Гладкова, Альфреда Шнитке.

Как иронично заметил один композитор, новые песни пишет тот, у кого старые плохие. Но к Журбину, хоть он и занялся выпуском «архивной» музыки, это абсолютно не относится. Он по-прежнему активно пишущий композитор, который проводит за письменным столом и инструментом по 18 часов в сутки. В результате столь напряженного труда из-под пера композитора только что вышли два мощных музыкально-театральных произведения. Одно из них – мюзикл «Дибук» по пьесе, написанной в 20-х годах XX века драматургом С. Анским на основе древнееврейской легенды о трагической любви. Дибук – это душа человека, которая переселяется в другого.

– Это такая страшная каббалистическая история, – рассказывает Александр Борисович. – Сейчас несколько театров соревнуются, кто первым будет ставить этот мюзикл. А вчера было первое прослушивание второго моего мюзикла – «Доктор Живаго» по великому роману Пастернака. Все, кто присутствовали при показе, были шокированы – это три часа серьезной музыки. Ставить мюзикл будет Пермский театр драмы. Они замечательно сделали мой предыдущий мюзикл по Достоевскому – «Владимирская площадь».

Еще одна страсть Журбина – кино. Он всегда с удовольствием брался за музыку к кино- и телефильмам. Один из последних – сериал «Московская сага». А сейчас у него в работе два фильма. Съемки первого уже закончены – это «Жизнь и смерть Леньки Пантелеева», а второй еще только начинается, и Журбин пока о нем не говорит.

– Интересно, когда вам лучше пишется?

– Ночью. Я вообще ночной человек, сова. Все, что мне нужно для работы, – это тишина. Люблю писать, когда все замолкает – телефон, жена. Вообще, у меня очень тихая квартира – в этом доме когда-то жил Сергей Рахманинов, тут хорошая аура и легко пишется. Правда, когда бывает заказная работа и сочинить надо много, я работаю круглые сутки. Вынужден вставать рано, хотя и не люблю. Сейчас как раз такая ситуация.

– А озарения в музыке бывают?

– Конечно. Только трудно объяснить, что это такое. Я могу в любой момент, пользуясь профессиональными знаниями и опытом, за четыре минуты сочинить вполне симпатичную мелодию: грустную, веселую – любую. Но бывают моменты, когда чувствую, что пришло вдохновение, и мое перо начинает буквально летать – я с трудом успеваю записывать. Я объясняю это тем, что композитор является неким декодером – человеком, который расшифровывает сигнал, идущий откуда-то свыше. Что-то ко мне приходит в виде такого «сгущенного» zip-файла, и мои мозги начинают переводить его на нотный стан. Как будто кто-то диктует мне. Я считаю, что в этом есть какой-то божественный акт, проявление какой-то высшей силы. Поэтому почти никогда ничего не переделываю. Кстати, Шостакович, у которого я в молодости консультировался и который многое мне дал, сказал однажды, когда я принес показать ему свои произведения: «Только ни в коем случае ничего не исправляйте. Исправите в следующем сочинении». Я так понимаю, он у себя тоже ничего не исправлял.

– А когда вы обнаружили в себе писателя?

– Я не считаю себя профессиональным писателем. Пишу, когда есть свободное время. И для меня это, конечно, хобби. Но я очень люблю это делать: для меня сесть за компьютер и написать текст иногда даже большее удовольствие, чем написать какую-то заказную музыку. Чего греха таить? Любому композитору приходится писать по заказу. И я не стыжусь этого. А вот статьи, эссе, какие-то размышления я пишу только тогда, когда мне хочется. Три мои книги родились в Америке – там у меня было больше свободного времени, я не был так сильно занят музыкальной работой. Я сидел у компьютера и писал слова. Все мои книги рождаются именно так – я пишу-пишу, а потом все собираю и издаю. Это, можно сказать, такая «внебрачная деятельность», которая находится вне основной моей планиды.

– Смена деятельности и есть для вас отдых?

– В моем случае это действительно так. Отдыхать, то есть практически ничего не делать, я не могу. Конечно, бывает, что я несколько часов лежу на диване с книжкой или слушаю музыку, но, как правило, я все время что-то делаю. На курорте я максимум день позволяю себе позагорать на пляже, поплавать, а на второй я уже должен чем-то заняться. Жена мне всегда говорит: «Ну отдохни! Ну почему бы тебе не расслабиться?» А я не могу просто ходить и ничего не делать. Например, не люблю длительные пешие прогулки. Для меня это страшное испытание.

– А что еще вы не любите?

– Не люблю шум, музыку, которая звучит в каком-то общественном месте – на пляже, в ресторане, в транспорте. Ужасно, когда кто-то таким образом вторгается в мою личную жизнь. Я люблю музыку, но на концертах, в театре. Обожаю оперу, особенно в «Метрополитен-опера», – это невероятное удовольствие. Понимаю, когда гремит на дискотеке. Но когда громкая музыка мешает мне общаться с друзьями в ресторане, клубе – это ужасно. Знаете, есть такая история, которую рассказывают про Бернарда Шоу. Когда он приходил в ресторан, то спрашивал у метрдотеля: «Скажите, а ваши музыканты играют за деньги?» – «Конечно, сэр». – «Вот, передайте им, пожалуйста, – протягивал он деньги, – и пусть они сыграют в домино». Я, конечно, так не делаю. Я сам музыкант, много играл в ресторанах, и, кстати, очень это любил и люблю. Когда меня приглашают в ночной клуб или ресторан, я с удовольствием развлекаю гостей, и все мои друзья знают, что, когда я сажусь за рояль, это колоссальное удовольствие. Но если приходишь пообедать и побеседовать с друзьями, а тебя бьют музыкой по голове и ты не можешь сказать ни слова, – я этого не понимаю. Помню, зашел я как-то выпить чашку кофе. В кафе ни одного человека, играет оглушительная музыка, какая-то ужасная попса. Подхожу к бармену и говорю: «Я хочу у вас выпить кофе, но при условии, что вы выключите музыку». Он удивился: «Какую музыку?» Он ее не замечал!

Пока мы беседовали с Журбиным, его телефон не умолкал. Один из звонков был из программы «Что? Где? Когда?», в которой Александр Борисович с блеском играл в звездной команде любителей вместе с Михаилом Барщевским, Татьяной Устиновой, Ларисой Рубальской, Олегом Морозовым и Николаем Басковым.

– С этой программой у меня связана масса положительных эмоций, – вспоминает Журбин. – Во-первых, мы дважды играли и дважды выиграли! А ведь там мало быть эрудитом: можно знать всю энциклопедию, но это не поможет – надо вовремя сообразить. И мне это удавалось, причем на сложнейших вопросах. Мы должны были выйти в финал, но уступили это право команде знатоков. А во-вторых, у меня был интересный эпизод в Израиле, тоже связанный с этой программой. У Стены Плача молился пожилой человек, периодически посматривая на меня. Потом он все-таки не выдержал и спросил: «Скажите, почему вы не играли в финале?»

За время нашего разговора Журбин мог бы написать пару номеров для очередного мюзикла или кинофильма. Или пяток глав для новой книги. Простите, что оторвали, Александр Борисович!

ЕЛЕНА ЦЫГАНКОВА
«Лица» май 2006 г.
Адрес статьи: http://litsasovsek.ru/2006/05/9350

назад

© Александр Журбин, 2005 г.


 

Разработка сайта ИА Престиж