Фестиваль 2010.




Орфей и Эвридика

Зонг-опера в 2-х частях
Manchester Files, Bomba Music


Как это делалось в Америке

Захаров, 2001 г. 288 стр.


Эти и другие книги, диски и ноты вы можете приобрести с автографом А. Журбина

подробнее>>


Подписаться на новости:


Слушайте авторскую программу Александра Журбина

"Звуки Мюзикла" на радио "Орфей"!


 Архив программы Александра Журбина на НТВ-Мир "Мелодии на память".


















05.03.2018

НЬЮ-ЙОРК. ФЕВРАЛЬ. 2018 Часть первая. ОПЕРА. // Сноб, 05.03.2018

12:13  /  5.03.18

НЬЮ-ЙОРК. ФЕВРАЛЬ. 2018 Часть первая. ОПЕРА.

Приезжая в Нью–­Йорк, каждый раз даю себе зарок: буду только отдыхать и общаться с друзьями. Или: только…

Приезжая в Нью–­Йорк, каждый раз даю себе зарок: буду только отдыхать и общаться с друзьями.

Или: только заниматься своими проектами и наслаждаться воспитанием  внуков.

Но не получается.

Нью-Йорк ­ удивительный город, и в смысле культуры с ним мало что может сравниться. В нем как бы постоянно идет фестиваль, по уровню приближающийся то к Зальцбургскому, то к Авиньонскому, десятки гастролеров со всего мира, симфонические оркестры, балетные труппы, художественные выставки…

Нью-Йорк  действительно поражает разнообразием культурного меню. Во всех жанрах что то происходит, и всегда что-то незаурядное, интересное, мирового класса.

На этот раз времени у меня было не так много, и я решил сосредоточиться на современной музыке и на опере, два моих главных интереса последнего периода жизни ...

Но конечно, не обойтись без посещения музеев. Из трёх великих Нью­-Йоркских музеев (Метрополитен, МОМА и Гуггенхайм) на этот раз выбор пал на самый главный: Метрополитен Музей... Помимо того, чтобы посмотреть любимые вещи в постоянной экспозиции (Эль Греко, Пикассо, Клее) всегда есть три-­четыре уникальных выставки.

В этот раз это были рисунки и архитектурные эскизы Микельанджело, а также выставка 80-летнего английского художника Дэвида Хоукни. И то, и другое – полный восторг.

Но не будем отклоняться от музыкальной темы.

***

В частности от оперы.

В опере в Нью-Йорке дела обстоят не так хорошо.

Здесь по-прежнему один Оперный театр. Да, конечно, это супер-театр, это лучший оперный театр в мире, это Опера номер 1. (Эти слова многие повторяют как мантру, я и сам многократно их повторял и писал.)

Нет, оказывается не так все однозначно.

Прежде всего это ненормально, когда в огромном, пятнадцатимиллионном городе, крупнейшем культурном мегаполисе мира всего один оперный театр. Ведь в Лондоне их 3, в Париже 3, и в Берлине 3. Конечно, не надо делать 7, как в Москве, пожалуй это чересчур.

Но 2 оперных театра должно быть.

И так было до сравнительно недавнего времени.  New York City Opera существовала еще в 2013 году. И все мои годы, начиная с 1986 года, проведенные в тесном контакте с нью­-йоркской культурной жизнью, я прекрасно помню, как в знаменитом квадрате Линкольн центра, одну из граней занимала именно эта, вторая по величине Нью-Йоркская  опера.

Сейчас это просто здание, именуемое «Дэвид Коч Билдинг», ( Дэвид Коч, ясное дело - это миллиардер, давший деньги на ремонт здания) и является это здание прокатной площадкой для чего угодно, чаще всего для балета, но и всё другое, драма, цирк, всяческие этнические шоу, то турки, то японцы, то русские, всего понемножку. Сейчас там, например, гастроли Балета Бориса Эйфмана.

Главное, что этот оперный театр составлял альтернативу Мет опере. Нет, не конкуренцию, а именно альтернативу. Там можно было увидеть спектакли, которые не могли быть поставлены на огромной сцене Мет. Там шли современные оперы, и оперы для детей, и оперы попроще -  для народа, и камерные оперы, и оперы для разных меньшинств – короче, все это было отражением колоссального «плавильного котла», как принято называть Город Большого Яблока, город Нью-Йорк.

Но в 2013 году Нью-Йорк Сити Опера объявила себя банкротом, не справившись с огромной арендной платой и прочими финансовыми трудностями. И альтернатива исчезла.

Правда, сейчас делаются попытки возродить этот коллектив, и режиссер и бизнесмен Майкл Капассо, нынешний руководитель НЙСО  полон оптимизма. Посмотрим, получится ли из этого что-нибудь.

Отсутствие конкуренции, отсутствие альтернативы  кстати, повлияло и на Мет оперу - в плохую сторону.

Когда генеральный менеджер Питер Гелб пришел в театр в 2006 году и убедил всех, что он знает, что делать, чтобы зал МЕТ заполнялся каждый день, и ему это поначалу удавалось, - то сейчас удается все меньше и меньше. Несколько неудачных спектаклей, скандалы на сексуальной почве, позорное удаление из театра Джимми Ливайна, (позорное – для театра, поскольку театр должен был спрятать гениального музыканта от издевательств прессы), да и просто – кризис экономики – сказались  и на Метрополитен опере. Никогда раньше я не видел в Мете полупустые залы, хотя бывал раньше и на совершенно рядовых, не премьерных спектаклях. Никогда не видел чтобы столько билетов раздавалось бесплатно, и были такие огромные скидки.

Но кажется, это уже в прошлом

В Мет наступают новые времена. В Мете новый художественный руководитель Яник Незе-Сегя (довольно трудно произнести, но ничего, привыкнем. Это надо говорить с французским акцентом с носовым звуком –Сегян в конце, но «н» не произносится).

И он очень классный дирижер.

Я посмотрел два спектакля под его руководством. «Парсифаль» и «Электра». И в обоих спектаклях это было незабываемо – именно то, как он дирижировал. В нем какая –то необыкновенная энергия, бьющая через край. При этом – никакой внешней аффектации (да и зачем она дирижеру, которого публика видит практически только во время поклонов?)

Однако я сидел во 2 ряду, сбоку от дирижера, и он мне был прекрасно виден. И было видно, как он сфокусирован, как умудряется одним глазом следить за тем, что происходит  на сцене, а другим – в оркестре, как он точными и уверенными жестами ведет спектакль, этот огромный корабль, за собой.

Сами понимаете, это два совершенно разных спектакля: «Парсифаль» и «Электра».

Хотя их разделяет, по времени написания,  всего 27 лет.

Но это 2 совершенно разных Космоса: набожный, религиозный, фанатичный «Парсифаль», и не опера вовсе, а  «Торжественная Сценическая Мистерия». которая задумывалась самим автором как некое представление в Байрейте по торжественным дням, а вовсе не для того, чтобы развлекать или ублажать публику. Сюжет тут, конечно, есть, но он не так важен. Главное здесь - следить за музыкой, (желательно знать ее наизусть), за ее медленным постепенным движением в поисках святого Грааля, той самой чаши, из которой пил Христос на последнем пиру, и испытывать благоговение.

А «Электра» - это раскаленная страсть, это напряжение в 100.000 вольт, это совсем новый ( для того времени) музыкальный язык, хотя вырос он на самом деле из того же Вагнера (но не из «Парсифаля», а скорее из «Тристана»). И это - опера без хора,  а в «Парсифале» хор играет важнейшую роль. И короткая - «Парсифаль» идет 6 часов, а «Электра» - всего лишь 100 минут).

Правда, есть и общее. И там, и там огромный оркестр. И максимально возможные звучности фортиссимо, которые можно достичь симфоническими средствами, без всякой электроники и подзвучки.

И главное  - и там,  и там речь идет о судьбе, о божественном предназначении, о воле богов       (или Бога).

И вот все это новый дирижер Янник Незе-Сегя показал необыкновенно выпукло и ярко, причем на протяжении одного дня – утром был генеральный прогон «Электры» а вечером -  «Парсифаль».

***

Немного о других исполнителях. Конечно дирижер в опере -  крайне важный участник действа. И все таки ему ничего бы не удалось, не имей он в своем распоряжении этих певцов и этихмузыкантов.

Я сознательно ничего не говорю о режиссуре, о художниках, о свете, костюмах и т.д.

Дело в том что все 3 оперы, которые я видел за время своего визита в Нью-Йорк – это старые постановки.

 «Парсифаль»  - постановка 2013 года, режиссер Франсуа Жирар.

«Электра» была поставлена  французом Патрисом Шеро в 2013 на фестивале в Сан-Экс Провансе, а пришла в МЕТ в 2016 году, когда режиссер был уже на том свете.

(3я опера,  которую я видел в этот раз в МЕТ- «Семирамида» Россини поставлена аж в 1990 году. О ней чуть ниже)

2 первых названных оперы я уже видел ранее, правда с другими певцами. И писал о них. Так что повторяться нет смысла. Просто скажу о некоторых новых артистах.

Собственно о двух. В Парсифале в прошлый раз я видел Йонаса Кауфмана. Это великий артист, и на нем все держалось. В принципе роль Парсифаля, хоть и заглавная, но объему небольшая, у Гурнеманца в два раза больше нот. Но Кауфман умудрялся даже свое молчаливое нахождение на сцене делать мощным и значительным. Нынешний артист Клаус Флориан Фогт такими качествами не обладает, поэтому смотреть на сцену было скучно. Вполне можно было закрыть глаза, и слушать музыку Вагнера.  

Лучше всех на мой взгляд в этом составе был наш соотечественник Евгений Никитин в роли Клингзора, ну и конечно вездесущий и всегдашний Гурнеманц - Рене Папе.

В опере «Электра» в тот раз была потрясающая Нина Штемме. Но и в этот раз была не менее фантастическая Кристина Гёрке, и весь каст был классный. Отмечу опять же «нашего» Михаила Петренко в роли Ореста: эта роль как бы сделана специально для него, и он в ней всегда очень хорош.

***

Два слова об опере «Семирамида» – один из поздних Россиниевских шедевров, типичная опера-сериа, то-есть «серьезная опера». Вообще из примерно 40 россиниевских опер больше половины приходится на «серьезные оперы», хотя конечно более известно его оперы-буффа.

Но МЕТ довольно часто ставит его оперы-сериа, и за последнее время мне удалось посмотреть, например, «Армиду»  тоже редко идущая, но очень классная опера.

Как известно, Россини встречался с Бетховеном, который сказал ему: «Россини, пишите только оперы-буффа, все остальное у вас не получится».

Но Россини не послушался этого совета, и правильно сделал. Во всяком случае с точки зрения композиторской, «Семирамида» - настоящий шедевр, в этой опере огромное богатство прекрасных мелодий, полностью отсутствует recitativo secco, то-есть все эти разговоры под «блям блям» клавесина, зато много настоящих, выписанных, оперных сцен.

Исполнение было первоклассным. Отмечу в первую очередь опять же нашего Ильдара Абдразакова, который здесь проявил себя как настоящий россиниевский певец. Играя роль принца Ашура, довольно зловещую и «негативную» роль, певец мастерски лепит очень четкий и внятный художественный образ, не забывая при этом исполнить все виртуозные россиниевские фиоритуры. Вообще Ильдар – любимец публики в МЕТ ( да и во всем мире), одна из самых больших звезд на мировом оперном небосклоне, и конечно, «король» в русском репертуаре       ( «Борис Годунов», «Князь Игорь» и т.д.)

К сожалению, по болезни отсутствовал мой любимый Хавьер Камарена, фантастический тенор, единственный кому разрешено официально бисировать свои номера во время спектаклей МЕТ. Вместо него был Роберт Макферсон, тоже хороший певец ( в Мет плохих не бывает) но все-таки не такого уровня, как Камарена.

Сам спектакль старый, 1990 года, все очень традиционно и «вампучно», но часть публики это любит, и дирекции приходится с этим считаться.  

Ведь до сих пор идет «Аида» в совсем дряхлой постановке еще середины 80х годов. Но ничего не меняют, и через эту постановку прошли все мировые оперные дивы. Буквально в этом сезоне там в главной роли Анна Нетребко, в роли Амнерис – тоже наша Олеся Петрова, а дирижирует Пласидо Доминго. А кто там режиссер, и кто делал костюмы – какая разница? Все равно будет битком.

***

Завершая разговор о МЕТ ОПЕРЕ еще раз скажу, что здесь не все так просто. Я наблюдаю за этим театром более 20 лет, и видел здесь и спады, и подъемы.

Сейчас время спада. Кто знает, может изменения политических веяний в стране каким-то странным образом влияет и на оперу? ведь известно, что нынешний президент США не любит серьезное искусство, не читает книг, не ходит в театр, и может быть, никогда в жизни не был в опере....

Конечно, опера – это там, где поют, и основные посетители оперы – это те, кто любит пение, любит большие и красивые голоса, любит настоящую вокальную школу. Никакая режиссура, никакие эффектные дизайны, декорации и костюмы не наполнят зал, если там не будет высококлассного пения и прекрасной музыки.

Кажется, Питер Гелб понял это, и делает сейчас основной упор на музыку и пение, и конечно, к этому же ведет и новый худрук театра Янник Незе-Сегю.

Посмотрим что будет дальше.


назад

© Александр Журбин, 2005 г.


 

Разработка сайта ИА Престиж