Фестиваль 2010.




Орфей и Эвридика

Зонг-опера в 2-х частях
Manchester Files, Bomba Music


Как это делалось в Америке

Захаров, 2001 г. 288 стр.


Эти и другие книги, диски и ноты вы можете приобрести с автографом А. Журбина

подробнее>>


Подписаться на новости:


Слушайте авторскую программу Александра Журбина

"Звуки Мюзикла" на радио "Орфей"!


 Архив программы Александра Журбина на НТВ-Мир "Мелодии на память".


















04.03.2011

Авторская колонка А.Журбина в "Известиях" №7

Ходите в оперу, господа

Опера сегодня переживает бум, опера в моде, оперный театр занимает лидирующие позиции по части режиссуры, сценографии и многого другого - утверждают одни (и я в их числе). Опера умирает - утверждают другие. Опера давно умерла - считают третьи. Кто прав?

Как ни странно, это зависит от города или страны. Где-то оперное искусство расцветает и привлекает огромные массы людей, где-то стабильно существует на деньги меценатов или налогоплательщиков, а где-то и увядает.

Вот, например, в Италии, на мой взгляд, в опере сейчас период депрессии, хотя это самая оперная страна в мире. У меня вообще есть теория, что настоящие оперы - итальянские, все остальные - немцы, французы, русские, американцы - только более или менее успешно им подражают. Однако великие итальянские театры (Ла Скала в Милане, Сан-Карло в Неаполе, Ла Фениче в Венеции, Арена ди Верона, Римская опера) с трудом переносят финансовые кризисы, их бесконечно лихорадят забастовки, сезоны короткие, постановок мало.

Стабильно существуют оперные театры в Германии, где их поддерживает государство. Есть превосходные театры в Лондоне, Париже, Сиднее. А, скажем, старейший Оперный театр Западного полушария, красивейший, 2000-местный театр города Гаваны (Куба) давно потерял статус оперного театра и стал исключительно театром балетным. А ведь на этой сцене пели Карузо и Джильи.

Нестандартная ситуация в Москве: пять оперных театров, больше чем в любом другом крупном городе мира (в Нью-Йорке, Лондоне, Париже - по два), но вместо того, чтобы дополнять, они часто дублируют друг друга (везде идет, скажем, "Евгений Онегин"), отбивают друг у друга и так не слишком многочисленную публику. В этом смысле наглядный опыт разумного сосуществования являет Петербург, где есть возглавляемая неутомимым Валерием Гергиевым могучая Мариинка - один из лидеров мировой оперной индустрии, предмет всеобщего восторга и восхищения - и набирающий силу Михайловский театр, идущий совсем другим, своим путем.

Примером же практически идеального оперного театра является, на мой взгляд, нью-йоркская "Метрополитен-опера", театр-праздник. Здесь не бывает плохих или проходных спектаклей. Огромный зал почти на 4000 человек всегда полон, репертуар невероятно разнообразен, на сцене - мировые звезды первой величины.

Вот перечень опер, которые я слушал в МЕТ в январе и феврале: "Симон Бокканегра" - с Дмитрием Хворостовским, дирижер Джимми Ливайн; премьерная "Травиата" - в заглавной роли Марина Поплавская, новаторская постановка режиссера из Германии Вилли Деккера; "Тоска" - с Соней Радвановской, скандальная постановка француза Люка Бонди; премьера оперы Джона Адамса "Никсон в Китае" в постановке знаменитого Питера Селларса; "Ифигения в Тавриде" с Пласидо Доминго и Сьюзан Грэм; "Богема" с Майей Ковалевской и Рамоном Варгасом; "Армида" - редко ставящаяся опера Россини с блистательной Рене Флеминг и совершенно немыслимым тенором афроамериканцем Лоуренсом Броунли; "Дон Паскуале" с Анной Нетребко, дирижер Джимми Ливайн. И все это - примерно за десять дней, лишь случайно вырванный фрагмент сезона.

Помимо двух упомянутых в этом сезоне будут еще премьеры "Бориса Годунова" - режиссер Стивен Уодсворт, в главной роли Рене Папе, дирижер Валерий Гергиев и редчайшей и сложнейшей оперы-буфф Россини "Граф Ори" с фантастическим тенором Хуаном Диего Флоресом, а под конец сезона - самая большая сенсация оперного мира: тетралогия Вагнера "Кольцо Нибелунгов" в постановке любимца московской публики Робера Лепажа, дирижер - оправившийся от болезни неподражаемый Джимми Ливайн.

В общем - все оперные театры мира зеленеют от зависти.

О "Кольце Нибелунгов" стоит сказать особо: впервые в театре будет применена техника 3D. Причем без унизительных темных очков.

Я, честно говоря, пока не очень понимаю, что это значит. Ведь 3D - техника, придуманная для кино или телеэкрана, чтобы создать эффект трехмерного пространства. Но предметы на театральной сцене и так имеют объем, это же реальные предметы, даже если они сделаны из папье-маше или пластика. Чем 3D-декорации будут отличаться от традиционных, сказать пока трудно. Однако волшебник из Квебека мистер Лепаж обещает нам чудо - и я уверен, что так оно и будет, мы же помним его удивительные создания "Обратная сторона Луны" и "Busker's Opera", показанные в Москве.

И то, что это чудо рождается именно на сцене "Метрoполитен-опера", еще раз подтверждает мою мысль: оперный театр сегодня во многом лидирует по части режиссерских идей и создания нового театрального языка.

А потому - ходите в оперу, господа! Вы не пожалеете.

http://www.izvestia.ru/comment/article3152477/


назад

© Александр Журбин, 2005 г.


 

Разработка сайта ИА Престиж