Сайт Александра Журбина. Главная страница




Орфей и Эвридика

Зонг-опера в 2-х частях
Manchester Files, Bomba Music


Как это делалось в Америке

Захаров, 2001 г. 288 стр.


Эти и другие книги, диски и ноты вы можете приобрести с автографом А. Журбина

подробнее>>


Подписаться на новости:


Слушайте авторскую программу Александра Журбина

"Звуки Мюзикла" на радио "Орфей"!


 Архив программы Александра Журбина на НТВ-Мир "Мелодии на память".


















«Мышеловка»

Тише, мыши! Рок на крыше!

Удивительный народ эти англичане! Если у русских, немцев, эскимосов детские считалочки — милая чепуха типа: «В этой маленькой корзинке…» или вообще бессмыслица: «Эне-бене-раба…», то у жителей туманного Альбиона они чаще всего напоминают полицейский протокол или зловещее заклинание.

Вспомним хотя бы историю о том, как десять негритят пошли купаться в море и все в нем утопли… Песенка-считалка о трех веселых мышках, вся вина которых была в том, что они лакомились хозяйским сыром, стала ключом к разгадке тайны в культовой детективной пьесе Агаты Кристи «Мышеловка».

Спектакль, поставленный по ней в Лондоне, идет уже 50 лет (на одной сцене!) и занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Несколько поколений зрителей сменили друг друга (о мышиных и страшно подумать!), но «Мышеловка» по-прежнему собирает полный зал. Недавно на спектакле в столице Великобритании побывал композитор Александр Журбин, чтобы, посмотрев первоисточник, убедиться в правильности выбора материала для создания мюзикла по этой пьесе. Англичане тепло приняли композитора и вручили ему почетную памятную медаль в честь 50-летия спектакля. На то есть все основания: первая советская рок-опера «Орфей и Эвридика», созданная композитором более 30 лет назад, и сегодня идет на питерской сцене, и также номинирована на «Гиннесса».

Знаменательно, что именно это произведение Журбина в свое время покорило юного жителя Николаева Владимира Савинова — ныне известного режиссера, поставившего «Мышеловку» в Одесском театре музыкальной комедии им. Михаила Водяного. Композитор и либреттист Ольга Иванова обозначили свое детище как «мюзикл-детектив». Я бы рискнул говорить о камерной опере. Музыка Александра Журбина — столь же важная составляющая этого спектакля, как и слово Агаты Кристи. Музыкальная драматургия — такой же носитель Тайны и Разгадки, как и фабула пьесы. Характеры персонажей, эволюция их запутанных отношений в этом спектакле проявляются не только в хитросплетениях литературного сюжета, но и в ариях, дуэтах, трио и прочих ансамблях. Увертюра стремительно вводит нас в мир, где одновременно, в одном топографическом и метафизическом пространстве, сосуществуют (до поры до времени!) две реальности — буржуазное благополучие провинциального общества и зловещая трагедия, которая ничем хорошим не кончится… Дирижер Аркадий Певцов творчески воплощает замысел композитора, по праву становясь соавтором одесского спектакля.

Исполнители ролей персонажей, отрезанных снегопадом от внешнего мира в отеле «У кролика» (любимый прием Агаты Кристи), наконец, получили, увы, редкую в современном музыкальном театре возможность проявить сполна вокальные данные. Блистательно исполняют партии Юрий Осипов (Паравичини), Станислав Ковалевский (Меткаф), Алина Семенова (Молли), Аурика Ахметова (Кейсуэлл), поющие в стилистике добротных американских мюзиклов, а вот для своего героя — безумного мстителя — одаренный и быстро растущий Денис Фалюта находит иные, более современные краски…

Там, где Мышеловки, там и Мыши. На сцене их восемь, столько же, сколько и «человеческих» персонажей. Удачная находка режиссера придает происходящему на сцене некую инфернальность, роднящую классический английский детектив со сказками фантазера Гофмана. Веселые и беззаботные Мышки мгновенно преображаются в соответствии с тем, что происходит с их «двойниками» — героями пьесы. Вот они в гвардейских мундирах, а вот в карнавальных масках, судейских мантиях, но всегда — при гибких хвостах! Хореография Ольги Навроцкой и костюмы Елены Лесниковой органично дополняют друг друга. И двуногие, и четвероногие интригуют, влюбляются, ссорятся, мирятся, погибают в холлах и залах старой викторианской гостиницы, со вкусом и чувством стиля выстроенной на сцене театра музкомедии художником-постановщиком Станиславом Зайцевым.

Преступлением перед будущими зрителями был бы пересказ в рецензии содержания этой детективной истории. Более того, рекомендую им не тянуться к книжной полке за томиком Агаты Кристи, а поспешите за разгадкой в театр. Скажу только, что в самом начале первого акта одна из трех «веселых мышек» расстанется с жизнью в далеком Лондоне — об этом мы узнаем из газет… А затем… Затем в судьбы героев властно вмешается Рок, чья тяжелая поступь одинаково губительна и для людей, и для мышей.

P. S. И все же концовка спектакля неожиданно оптимистична. Александр Журбин — человек не только талантливый, но и жизнелюбивый и остроумный, — придумал для этой печальной истории свой финал, как ни странно, нисколько не противоречащий моралитэ Королевы Детектива: можно оставаться людьми и в мышеловке…

Феликс КОХРИСТ
Пассаж, 02.2004
Адрес статьи: http://www.odessapassage.com/arhiv/2004/feb2004/teatr40/index.php3?lang=en


назад

© Александр Журбин, 2005 г.


 

Разработка сайта ИА Престиж