28 июля Музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачева представит новый мюзикл "Недоросль" Александра Журбина - известного композитора, автора более 30 мюзиклов, опер, музыки к кинофильмам и песен. В преддверии премьеры Александр Борисович рассказал о своем новом произведении.
- Александр Борисович, величайший композитор Э. Л. Уэббер однажды признался, что не знает, как воплотить роман "Мастер и Маргарита" в мюзикле. Вы, как известно, тоже отказались работать с этим сюжетом, отвергнув предложения крупных продюсерских компаний. Почему вы согласились написать музыку к "Недорослю" по заказу Театра Чихачева?
- "Мастер и Маргарита" - сюжет привлекательный, но в жанре мюзикла абсолютно невыполнимый, потому что в нем одновременно существуют по крайней мере четыре романа. Когда-то у меня была идея написать мюзикл "Мастер и Маргарита" в четырех разных жанрах. История писательского дома и Берлиоза - это оперетта, любовь Мастера и Маргариты - классическая опера, линия Воланда - настоящий мюзикл, а рассказ о Иешуа Га-Ноцри и Пилате - балет. Но если раскрыть каждый из этих сюжетов, получится спектакль продолжительностью более шести часов.
С Геннадием Чихачевым я сотрудничаю давно. Десять лет назад мы поставили мюзикл "Униженные и оскорбленные", который я очень люблю. Надеюсь, что он возобновится. В последнее время я занимаюсь воплощением русской классической литературы. У меня есть мюзиклы по Достоевскому, Набокову, Гоголю, Толстому. Правда, нет пока по Пушкину, но я до него скоро доберусь - есть одна идея. И когда мне предложили написать "Недоросля" по мотивам комедии Фонвизина, я понял, что это в моем русле, ознакомился с либретто и написал музыку с удовольствием.
- В одном из интервью вы сказали: "Чтобы начать любую работу, мне надо в нее поверить". Что заставило вас поверить в "Недоросля"?
- Комедия "Недоросль" написана еще во времена Екатерины II, но для России эта история всегдашняя. Она раскрывает контрасты российской жизни: бесконечным неучам - недорослям, взяточникам и подонкам с говорящими фамилиями Скотинин, Простакова противопоставлены люди чистые - Софья, Милон, Стародум. Этот конфликт плохого и хорошего, достаточно простой и очевидный, постоянно преследует нас, поэтому "Недоросль" - вещь актуальная. И, кстати, в либретто это очень хорошо подчеркнуто, особенно темой взаимоотношения людей и власти. Мне это очень близко.
- Чем отличается "Недоросль" от других русских мюзиклов, сочиненных вами?
- Мои предыдущие сочинения для музыкального театра все-таки о любви, о романтических страстях. Был мюзикл с политическим подтекстом "Доктор Живаго", невероятная человеческая история "Униженные и оскорбленные"... Но "Недоросль" - ярко выраженный сатирический спектакль. В нем нет любовной драмы, нет страстей, свойственных жанру русского мюзикла, хотя, в общем-то, понятно, кто кого любит. Зато есть много номеров, бичующих человеческие пороки: лень, тупость... конечно, взяточничество, издевательство над своими подчиненными. Такую музыкальную сатиру я написал впервые. И мне очень интересно, как она будет воспринята публикой.
- Премьерные спектакли совпадают по времени с вашим юбилеем. Как будете его отмечать?
- Мой день рождения приходится на начало августа, когда я нахожусь со своими детьми и внуками в Америке. В узком семейном кругу празднование обычно ограничивается скромным застольем. Но осенью я планирую большой фестиваль с концертными и театральными премьерами, презентациями новых книг и компакт-дисков. Хочу отчитаться перед публикой, но думаю, что фестивалей такого масштаба больше устраивать не буду. Я устал от этого. В конце концов, надо отдыхать. Поэтому в следующем году, если все получится, я планирую не писать музыку вообще. Займусь чем-нибудь другим. А сейчас у меня очень напряженный период: я много пишу, редактирую, хожу на репетиции. Но все-таки это счастье для композитора, когда его музыка живет, когда ее исполняют, и за это всем спасибо!