Авторские тексты Александра Журбина




Орфей и Эвридика

Зонг-опера в 2-х частях
Manchester Files, Bomba Music


Как это делалось в Америке

Захаров, 2001 г. 288 стр.


Эти и другие книги, диски и ноты вы можете приобрести с автографом А. Журбина

подробнее>>


Подписаться на новости:


Слушайте авторскую программу Александра Журбина

"Звуки Мюзикла" на радио "Орфей"!


 Архив программы Александра Журбина на НТВ-Мир "Мелодии на память".


















07.03.2018 НЬЮ-ЙОРКСКИЙ ДНЕВНИК. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МЮЗИКЛ И АВАНГАРД // Сноб, 07.03.2018.
Мюзикл – моя давняя страсть. И приезжая в Нью-Йорк, я всегда хочу посмотреть хотя бы один новый мюзикл, новый — для…  

Мюзикл – моя давняя страсть. И приезжая в Нью-Йорк, я всегда хочу посмотреть хотя бы один новый мюзикл, новый - для меня. 
Смотрю в афишу, читаю рецензии, говорю с друзьями, спрашиваю – что стоит посмотреть. 
Ну в общем, - не густо. Очень много старых спектаклей, идущих годы, и даже десятилетия ("Phantom", "Chicago", "Mormons", "Wicked"). Много спектаклей для детей ("Alladin", "Lion King", "Frozen"). всегда битком, попасть невозможно. 
 Новых спектаклей почти нет. «Anastasia”, “Mean Girls”, “Waitress”, - не такие уж они и новые, и особо большим успехом не пользуются. Особняком стоит мюзикл- мега-хит «Хамильтон», но это совсем отдельная история, и я о ней уже писал. 
Цены на бродвейские постановки ( и на билеты!) стали очень высокими, никто из инвесторов не хочет рисковать большими деньгами. /.../ 

05.03.2018 НЬЮ-ЙОРК. ФЕВРАЛЬ. 2018 Часть первая. ОПЕРА. // Сноб, 05.03.2018
Приезжая в Нью–­Йорк, каждый раз даю себе зарок: буду только отдыхать и общаться с друзьями. 

 Или: только заниматься своими проектами и наслаждаться воспитанием внуков. 
 Но не получается. 
Нью-Йорк ­ удивительный город, и в смысле культуры с ним мало что может сравниться. В нем как бы постоянно идет фестиваль, по уровню приближающийся то к Зальцбургскому, то к Авиньонскому, десятки гастролеров со всего мира, симфонические оркестры, балетные труппы, художественные выставки… 
Нью-Йорк действительно поражает разнообразием культурного меню. Во всех жанрах что то происходит, и всегда что-то незаурядное, интересное, мирового класса.  
На этот раз времени у меня было не так много, и я решил сосредоточиться на современной музыке и на опере, два моих главных интереса последнего периода жизни ...  
Но конечно, не обойтись без посещения музеев. Из трёх великих Нью­-Йоркских музеев (Метрополитен, МОМА и Гуггенхайм) на этот раз выбор пал на самый главный: Метрополитен Музей... 
Помимо того, чтобы посмотреть любимые вещи в постоянной экспозиции (Эль Греко, Пикассо, Клее) всегда есть три-­четыре уникальных выставки. В этот раз это были рисунки и архитектурные эскизы Микельанджело, а также выставка 80-летнего английского художника Дэвида Хоукни. И то, и другое – полный восторг. 
Но не будем отклоняться от музыкальной темы. /.../

20.01.2018 Снежность // Русский пионер, 18.01.2018
Музыкант Александр Журбин приоткрывает секреты композиторской кухни и утверждает, что стихи великих поэтов не нуждаются в музыке. 

Но, однако же, опровергая самого себя, тут же рассказывает, как сочинил песню на стихи Марины Цветаевой. 
У него просто не было выбора. Такие были сугробы.

18.01.2018 Фаду - музыка души // Сноб, 16.01.2018


Что первое придет нам в голову при слове «Португалия»? 
Очевидно, 2 вещи. Во-первых портвейн. 
Портвейном, действительно, имеют право называться только вина, произведенные в Португалии, в районе города Порту на реке Дору, все остальное - так же как коньяк, шампанское, бенедиктин, текила и множество других напитков - если не сделано в правильном месте и с правильной технологией, такого права не имеет. (наши знаменитые «Три семерки» - это не портвейн)  
Недавно мы с моей женой Ириной неделю ездили по реке Дору и наслаждались разными сортами настоящего портвейна. Действительно, в настоящем портвейне есть какой-то таинственный ингредиент, который существует только там, в Порту, а в других местах он теряет свою силу. 
Второе, что придет в голову при слове Португалия – это футбол.

10.01.2018 Вовлеченные зрители // Известия, 09.01.2018
Сегодня много говорят об иммерсивном театре. Слово это уже претендует на то, чтобы занять свое место в русском языке (как это произошло в свое время со словами «театр», «актер» «репетиция» и многими другими). 

Конечно «иммерсивный» («to immerse») можно и перевести: слово это означает «погружать», «вовлекать», «впутывать». Но не знаю, лучше ли будет называть это «впутанный театр» или «театр погружения». Пусть пока остаëтся «иммерсивный». Звучит красиво и немного странно: иностранно. 
Есть и другие названия: театр-бродилка, театр-променад. И даже научный термин: театр вовлечения. 
Но что это: новое слово в театральном искусстве? Или хорошо забытое старое?

17.12.2017 Авторская колонка Александра Журбина в "Известиях", 08.12.17.


Песнь революции. Композитор Александр Журбин — о метаморфозах образа Октября в концертно-театральной жизни страны.

Ну вот, кажется, можно подводить итоги «празднования» юбилея революции. В России и во всем мире этому событию было посвящено немало ярких событий — от научных лекций и симпозиумов до выставок, телесериалов, кинофильмов. Не остались в стороне и музыканты, отметив столетие Октября в концертных залах и даже оперных театрах.  
Не то чтобы было открыто нечто доселе неизвестное, но появились новые толкования отдельных исторических моментов и некоторых произведений искусства. А значит, мы смогли более трезво, без патетики и излишней романтики взглянуть на события тех лет и на их отражение в советской мифологии. Многое стало понятнее.
Например, удивительный концерт провел дирижер Владимир Юровский в Большом зале Московской консерватории. В программе было два произведения, написанных великими советскими композиторами Прокофьевым и Шостаковичем к юбилеям Октября.

29.05.2017 Берегите их, поэтов // Русский Пионер, 29.05.17

Композитор Александр Журбин знает толк в стихах и поэтах. Поэтому он их сначала журит (мол, развелось и кто только не пишет), потом признает (мол, а куда без них), а в финале призывает беречь (потому что поэзия — главный признак человеческого). А еще там есть дирижабль.
 
Ох, надоели эти стихи!
Все пишут и пишут.
/.../ 

13.02.2017 Нью-Йоркский Дневник - 6. ОПЕРА без ПЕНИЯ и ОПЕРА с ПЕНИЕМ БЕЗ КОНЦА. «Дурак» на «Кухне» и «Пуритане» в Мет
Мой сын, известный нью-йоркский композитор Лёва Журбин сообщил мне, что на знаменитой «KITCHEN” («Кухня») будет исполняться  авангардная опера под названием «The Fool”.  И мы решили пойти. 

***
 Надо объяснить тем, кто не знает, что такое “Kitchen”. «Kitchen” – это основанная в 1971 году некоммерческая организация для исполнителей в разных жанрах; здесь может быть и театр, и музыка, и танцы, и всякие перформансы, словом, всё, что угодно. 

“Kitchen” – одна из самых уважаемых институций подобного рода в Нью-Йорке. По сути дела, это небольшое театральное пространство, зал человек на 200, расположено это в  довольно мрачной промзоне между Челси и Вилледжем. Вход, на котором ничего не написано, темная, обшарпанная дверь… Ты входишь – и оказываешься среди очень симпатичных молодых людей, всем по 20-30 лет, одеты по последней моде, то есть никак, свитера, джинсы, кроссовки, никаких понтов…

09.02.2017 НЬЮ-ЙОРКСКИЙ ДНЕВНИК - 5. ЮБИЛЕЙ ФИЛИППА ГЛАССА и опера «РУСАЛКА» в МЕТ
Филипп Гласс  - большой композитор.

Пожалуй он больше ,чем композитор. В Америке это большая редкость. В России каждый второй поэт – больше чем поэт, и каждый «творец» рвется в политики или телеведущие….

А здесь композитор – это просто композитор, который сидит дома, пишет музыку, крайне редко появляется на публике, и никто не знает, как он выглядит.

Филипп Гласс –другой.

Он крупная медийная фигура, он большой общественный деятель, он герой многих телепередач, он член разных академий, комиссий, жюри… И все знают его в лицо.

Но при этом он прежде всего композитор. И ноты он пишет от руки, не на компьютере (правда, эти ноты мгновенно поступают в руки его помощников, которые эти ноты «дигитализируют»).

Любопытная деталь  - ноты Гласса практически не продаются в магазинах, у него есть собственное издательство «Dunwagen”,  и чтобы получить его партитуру, вам придется пообщаться с работниками его издательства, а, возможно, и с самим мэтром.

30.01.2017 Нью-Йоркский Дневник - 4. 2 оперы и мюзикл a capella
Посещаю регулярно Метрополитен-оперу, и начинаю понимать, как трудно поддерживать порядок в оперном театре, и вообще – вести оперное «хозяйство». (Привет моим друзьям - директорам российских музыкальных театров).

Как трудно каждый вечер собирать трехтысячный  зал, и чтобы публика не уходила в антракте раздраженная, мол, что это вы нам показываете, а наоборот, сидела до последнего аккорда, и потом еще долго хлопала и кричала «браво» и «бис». 
Ну ладно если это новенькая постановка, и идет всего 5й раз… Понятно, многие еще не видели…
А если постановке уже 10 лет? И сегодня, в этот вечер, нет никаких крупных звезд? А на дворе метель, дождь и снег? 
Как заполнить зал? 
Kонечно, Нью–Йорк уникальный город, среди его 20 миллионов жителей, даже если 5 процентов любит оперу, это уже  миллион человек, и этого достаточно. чтобы весь сезон зал был полон. А их гораздо больше!

21.01.2017 НЬЮ –ЙОРКСКИЙ ДНЕВНИК – 3. ОДНА ИНАУГУРАЦИЯ, ОДНА ОПЕРА И ОДИН МЮЗИКЛ


Все последние дни шли в ожидании инаугурации. В воздухе носились какие-то странные вирусы, бациллы страха, пугающие флюиды.  
Прежде всего – необычное количество полиции на улицах… Ничего подобного мы с моей женой Ириной прежде не видели, хотя пережили в Америке уже 4 инаугурации.

12.01.2017 НЬЮ-ЙОРКСКИЙ ДНЕВНИК-2. "Золотой Глобус", 2 оперы и мюзикл.
Продолжаю свой американский дневник. Сейчас  пишу, уже находясь во Флориде, гдe как всегда, тепло, нежно и дружелюбно. В ближайшее время – никаких культурных впечатлений, только  купания в море и в бассейне, посещение друзей и просто, как говорит наша флоридская подруга, «животный отдых». 


*** 
Но попробую вспомнить прошедшую неделю. 

Было 2 оперы, один мюзикл, и «Золотой Глобус» по ТВ. 
Начну с «Золотого Глобуса», который желающие могли посмотреть и в России, и во всем мире. 

На этот раз вырезать российской цензуре ничего не пришлось, как бывало в прошлые годы, никаких особо антирусских ремарок не было, критиковали в основном Трампа, об этом чуть позже. 

Атмосфера на «Глобусе» была чудесная, даже лучше чем всегда.

03.01.2017 Нью-Йоркский дневник-1. ОДНА ВЫСТАВКА, ДВА ФИЛЬМА, и ТРИ ОПЕРЫ: ЗИМНИЕ НЬЮ-ЙОРКСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Итак, я опять в Нью­-Йорке. Без всякой особой цели, если не считать общения с семьей, с детьми и внуками, и просто погулять по Нью-Йорку и окрестностям. 


 
***
Но в Нью-Йорке так не бывает. Это город уникальной культурной интенсивности, здесь каждый день и каждый вечер происходит что-то, куда ты просто не можешь не пойти: премьера оперы, новый мюзикл, выставка в музее, новый фильм. И мы с моей женой, Ириной Гинзбург-Журбиной, очень все это любим. Поэтому все время куда-то ходим.  

Я буду вести такой «дневничок», где буду отмечать наиболее интересные события, и немного их комментировать. Потом возможно напишу какую-нибудь аналитическую статью в специальную прессу. 
А пока ­ просто - «дневничок» для читателей.

19.05.2011 Авторская колонка А.Журбина в "Известиях" №14

Тезисы о мюзикле в России

Мюзикл - особый жанр. Он похож часто на оперетту, музыкальную комедию, водевиль, иногда на оперу. В России часто мюзиклом называют драматический спектакль, в котором есть несколько песен и пара танцев, что неправильно.

А иногда чисто танцевальный спектакль, где вообще не поют, получает бродвейскую премию "Тони" за лучший мюзикл ( "Contact", 2000 год, хореограф Сьюзан Строман). И это правильно.

Немного истории. Здесь очень важно быть точным. История не только не терпит сослагательного наклонения, но и вранья - особенно, если очевидцы событий пока еще живы.

30.04.2011 Авторская колонка А.Журбина в "Известиях" №13

Счастье на песке

Недавно я провел неделю в эмирате Дубай. Был я там впервые. Многие россияне бывали там помногу раз, и по отдыху, и по работе, да и среди местного населения немало наших, разных этносов, для которых русский - родной язык.

Мы с моей женой Ириной Гинзбург приехали отпраздновать ее день рождения и просто отдохнуть, измученные затянувшейся московской зимой. Ничего особенного я не ожидал, хотел полежать на пляже. Арабский мир я знаю плохо и отношусь к нему недоверчиво.

Но неожиданно увидел много интересного.

Находясь в Дубае, россиянину есть над чем задуматься.

22.04.2011 Авторская колонка А.Журбина в "Известиях" №12

Скифы и мифы ПРКФ

23 апреля исполняется 120 лет со дня рождения великого русского композитора Сергея Прокофьева.

Он прожил на свете всего 61 год, и за этот короткий срок его жизнь совершила несколько головокружительных кульбитов. Отец его был агрономом, управляющим имением, мать - домохозяйка, пианистка-любительница. Вполне ординарная семья. И вдруг этот мальчик, родившийся в деревне, начинает проявлять невероятные способности. К нему удивительно подходит слово "вундеркинд". Уже в три года он играл на рояле и сочинял музыку. В девять, побывав в Москве в оперном театре, стал лихорадочно исписывать горы нотной бумаги. В тринадцать, поступая в консерваторию, принес две тяжеленные папки собственных рукописей: четыре оперы, симфония, две сонаты, фортепианные пьесы. (Мясковский, который поступал в том же году и был старше Прокофьева на десять лет, принес два романса.)


13.04.2011 Авторская колонка А.Журбина в "Известиях" №11

Учить музыке всех

Музыкальное образование в России и в Советском Союзе всегда было предметом национальной гордости. И вполне справедливо.

Выпускники российских школ - и раньше, и сегодня - бесспорно занимают лидирующие места в мировом музыкальном истеблишменте. Не буду перечислять имен, их слишком много, и они очевидны - от Петра Ильича Чайковского до Евгения Кисина и Вадима Репина.

Однако в последнее время наше музыкальное образование стало давать сбои. Ушло на пенсию или в мир иной славное поколение Учителей, воспитавших десятки и сотни первоклассных исполнителей. Уехало на Запад и на Восток целое поколение музыкантов, которое, восприняв заветы своих педагогов, предпочло передавать их в других странах, где за это давали гораздо более высокую зарплату и гарантированные социальные блага - пенсии, медицинские страховки и т.д. И никто не может их осудить, они сделали свой выбор, и дай им Бог здоровья.

Но здесь, в России, как свидетельствуют руководители крупнейших музыкальных школ разного звена - и начального, и среднего, и высшего, - определенно происходит кризис.

08.04.2011 Пять событий недели с композитором Александром Журбиным // РГ, 7 апреля 2011

1 Оглашены предварительные итоги переписи населения

Снижение численности на два с лишним миллиона - довольно мрачная новость. В Китае народ прибывает, как вода в половодье, на Ближнем Востоке тоже, население США уже намного перегнало наше времен СССР. Хоть и вяло, но прибавляет Европа. А мы уменьшаемся. Единственное утешение - возможно, статистика врет. Масса людей не пересчитана. Вот, например, я - к нам в дом, хотя я живу в центре Москвы, никто не приходил.

01.04.2011 Авторская колонка А.Журбина в "Известиях" №10

Возможность договориться с Мефистофелем

1 апреля 145 лет тому назад родился композитор Ферруччо Бузони.

Никто и не заметит этой даты, вряд ли будут юбилейные торжества в какой-нибудь стране. Обычная публика скорее всего вообще не слышала это имя. Музыкантам-профессионалам он, конечно, известен. Однако, если вы спросите, что именно он написал, даже самые эрудированные почешут в затылке.

Нет, все-таки есть произведение, которое знают все: это... "Чакона" Баха; она написана для скрипки, а Бузони сделал ее фортепианное переложение, которое часто звучит до сих пор: Бах-Бузони - "Чакона" (мы в консерватории шутили: Бах-Буденный - "Первая Чаконная"). Наверное, вспомнятся какие-то обработки Листа. А дальше - тишина.

Однако заглянув в любую энциклопедию, мы обнаружим огромный список его сочинений: три оперы, симфоническая и камерная музыка, концерты, квартеты, сонаты, вокальные сочинения, огромное количество фортепианных пьес. Он был человеком фантастической энергии и занимался многим одновременно: писатель, эссеист, журналист, философ, педагог, дирижер, аранжировщик, общественный деятель. А главным источником денег для него была игра на рояле - он был выдающимся пианистом-виртуозом, настоящей суперзвездой в начале XX века. Но в глубине души все же считал себя прежде всего композитором. И без устали писал музыку.


25.03.2011 Авторская колонка А.Журбина в "Известиях" №9

Пишите письма

"Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне..." Кто из нас, представителей старшего поколения, не помнит эти стихи Маршака? Кто не представлял себе этого дядю "с цифрой 5 на медной бляшке, в синей форменной фуражке" - ведь "это он, это он, ленинградский почтальон" сопровождал все наше детство.

И как герой этих бессмертных стихов, и в виде реального дяди (или тети) в какой-никакой форме (может, и не в синей), в фуражке (в панамке, шляпе или шапке), но главное - "с толстой сумкой на ремне", в которой - приятно подумать - находились письма, открытки, бандероли, порой переводы, а также повестки, счета, приглашения, да мало ли что, - все это называлось сладким словом "почта".

© Александр Журбин, 2005 г.


 

Разработка сайта ИА Престиж