Авторские тексты Александра Журбина




Орфей и Эвридика

Зонг-опера в 2-х частях
Manchester Files, Bomba Music


Как это делалось в Америке

Захаров, 2001 г. 288 стр.


Эти и другие книги, диски и ноты вы можете приобрести с автографом А. Журбина

подробнее>>


Подписаться на новости:


Слушайте авторскую программу Александра Журбина

"Звуки Мюзикла" на радио "Орфей"!


 Архив программы Александра Журбина на НТВ-Мир "Мелодии на память".


















13.02.2017 Нью-Йоркский Дневник - 6. ОПЕРА без ПЕНИЯ и ОПЕРА с ПЕНИЕМ БЕЗ КОНЦА. «Дурак» на «Кухне» и «Пуритане» в Мет
Мой сын, известный нью-йоркский композитор Лёва Журбин сообщил мне, что на знаменитой «KITCHEN” («Кухня») будет исполняться  авангардная опера под названием «The Fool”.  И мы решили пойти. 

***
 Надо объяснить тем, кто не знает, что такое “Kitchen”. «Kitchen” – это основанная в 1971 году некоммерческая организация для исполнителей в разных жанрах; здесь может быть и театр, и музыка, и танцы, и всякие перформансы, словом, всё, что угодно. 

“Kitchen” – одна из самых уважаемых институций подобного рода в Нью-Йорке. По сути дела, это небольшое театральное пространство, зал человек на 200, расположено это в  довольно мрачной промзоне между Челси и Вилледжем. Вход, на котором ничего не написано, темная, обшарпанная дверь… Ты входишь – и оказываешься среди очень симпатичных молодых людей, всем по 20-30 лет, одеты по последней моде, то есть никак, свитера, джинсы, кроссовки, никаких понтов…

09.02.2017 НЬЮ-ЙОРКСКИЙ ДНЕВНИК - 5. ЮБИЛЕЙ ФИЛИППА ГЛАССА и опера «РУСАЛКА» в МЕТ
Филипп Гласс  - большой композитор.

Пожалуй он больше ,чем композитор. В Америке это большая редкость. В России каждый второй поэт – больше чем поэт, и каждый «творец» рвется в политики или телеведущие….

А здесь композитор – это просто композитор, который сидит дома, пишет музыку, крайне редко появляется на публике, и никто не знает, как он выглядит.

Филипп Гласс –другой.

Он крупная медийная фигура, он большой общественный деятель, он герой многих телепередач, он член разных академий, комиссий, жюри… И все знают его в лицо.

Но при этом он прежде всего композитор. И ноты он пишет от руки, не на компьютере (правда, эти ноты мгновенно поступают в руки его помощников, которые эти ноты «дигитализируют»).

Любопытная деталь  - ноты Гласса практически не продаются в магазинах, у него есть собственное издательство «Dunwagen”,  и чтобы получить его партитуру, вам придется пообщаться с работниками его издательства, а, возможно, и с самим мэтром.

30.01.2017 Нью-Йоркский Дневник - 4. 2 оперы и мюзикл a capella
Посещаю регулярно Метрополитен-оперу, и начинаю понимать, как трудно поддерживать порядок в оперном театре, и вообще – вести оперное «хозяйство». (Привет моим друзьям - директорам российских музыкальных театров).

Как трудно каждый вечер собирать трехтысячный  зал, и чтобы публика не уходила в антракте раздраженная, мол, что это вы нам показываете, а наоборот, сидела до последнего аккорда, и потом еще долго хлопала и кричала «браво» и «бис». 
Ну ладно если это новенькая постановка, и идет всего 5й раз… Понятно, многие еще не видели…
А если постановке уже 10 лет? И сегодня, в этот вечер, нет никаких крупных звезд? А на дворе метель, дождь и снег? 
Как заполнить зал? 
Kонечно, Нью–Йорк уникальный город, среди его 20 миллионов жителей, даже если 5 процентов любит оперу, это уже  миллион человек, и этого достаточно. чтобы весь сезон зал был полон. А их гораздо больше!

21.01.2017 НЬЮ –ЙОРКСКИЙ ДНЕВНИК – 3. ОДНА ИНАУГУРАЦИЯ, ОДНА ОПЕРА И ОДИН МЮЗИКЛ


Все последние дни шли в ожидании инаугурации. В воздухе носились какие-то странные вирусы, бациллы страха, пугающие флюиды.  
Прежде всего – необычное количество полиции на улицах… Ничего подобного мы с моей женой Ириной прежде не видели, хотя пережили в Америке уже 4 инаугурации.

12.01.2017 НЬЮ-ЙОРКСКИЙ ДНЕВНИК-2. "Золотой Глобус", 2 оперы и мюзикл.
Продолжаю свой американский дневник. Сейчас  пишу, уже находясь во Флориде, гдe как всегда, тепло, нежно и дружелюбно. В ближайшее время – никаких культурных впечатлений, только  купания в море и в бассейне, посещение друзей и просто, как говорит наша флоридская подруга, «животный отдых». 


*** 
Но попробую вспомнить прошедшую неделю. 

Было 2 оперы, один мюзикл, и «Золотой Глобус» по ТВ. 
Начну с «Золотого Глобуса», который желающие могли посмотреть и в России, и во всем мире. 

На этот раз вырезать российской цензуре ничего не пришлось, как бывало в прошлые годы, никаких особо антирусских ремарок не было, критиковали в основном Трампа, об этом чуть позже. 

Атмосфера на «Глобусе» была чудесная, даже лучше чем всегда.

03.01.2017 Нью-Йоркский дневник-1. ОДНА ВЫСТАВКА, ДВА ФИЛЬМА, и ТРИ ОПЕРЫ: ЗИМНИЕ НЬЮ-ЙОРКСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Итак, я опять в Нью­-Йорке. Без всякой особой цели, если не считать общения с семьей, с детьми и внуками, и просто погулять по Нью-Йорку и окрестностям. 


 
***
Но в Нью-Йорке так не бывает. Это город уникальной культурной интенсивности, здесь каждый день и каждый вечер происходит что-то, куда ты просто не можешь не пойти: премьера оперы, новый мюзикл, выставка в музее, новый фильм. И мы с моей женой, Ириной Гинзбург-Журбиной, очень все это любим. Поэтому все время куда-то ходим.  

Я буду вести такой «дневничок», где буду отмечать наиболее интересные события, и немного их комментировать. Потом возможно напишу какую-нибудь аналитическую статью в специальную прессу. 
А пока ­ просто - «дневничок» для читателей.

19.05.2011 Авторская колонка А.Журбина в "Известиях" №14

Тезисы о мюзикле в России

Мюзикл - особый жанр. Он похож часто на оперетту, музыкальную комедию, водевиль, иногда на оперу. В России часто мюзиклом называют драматический спектакль, в котором есть несколько песен и пара танцев, что неправильно.

А иногда чисто танцевальный спектакль, где вообще не поют, получает бродвейскую премию "Тони" за лучший мюзикл ( "Contact", 2000 год, хореограф Сьюзан Строман). И это правильно.

Немного истории. Здесь очень важно быть точным. История не только не терпит сослагательного наклонения, но и вранья - особенно, если очевидцы событий пока еще живы.

30.04.2011 Авторская колонка А.Журбина в "Известиях" №13

Счастье на песке

Недавно я провел неделю в эмирате Дубай. Был я там впервые. Многие россияне бывали там помногу раз, и по отдыху, и по работе, да и среди местного населения немало наших, разных этносов, для которых русский - родной язык.

Мы с моей женой Ириной Гинзбург приехали отпраздновать ее день рождения и просто отдохнуть, измученные затянувшейся московской зимой. Ничего особенного я не ожидал, хотел полежать на пляже. Арабский мир я знаю плохо и отношусь к нему недоверчиво.

Но неожиданно увидел много интересного.

Находясь в Дубае, россиянину есть над чем задуматься.

22.04.2011 Авторская колонка А.Журбина в "Известиях" №12

Скифы и мифы ПРКФ

23 апреля исполняется 120 лет со дня рождения великого русского композитора Сергея Прокофьева.

Он прожил на свете всего 61 год, и за этот короткий срок его жизнь совершила несколько головокружительных кульбитов. Отец его был агрономом, управляющим имением, мать - домохозяйка, пианистка-любительница. Вполне ординарная семья. И вдруг этот мальчик, родившийся в деревне, начинает проявлять невероятные способности. К нему удивительно подходит слово "вундеркинд". Уже в три года он играл на рояле и сочинял музыку. В девять, побывав в Москве в оперном театре, стал лихорадочно исписывать горы нотной бумаги. В тринадцать, поступая в консерваторию, принес две тяжеленные папки собственных рукописей: четыре оперы, симфония, две сонаты, фортепианные пьесы. (Мясковский, который поступал в том же году и был старше Прокофьева на десять лет, принес два романса.)


13.04.2011 Авторская колонка А.Журбина в "Известиях" №11

Учить музыке всех

Музыкальное образование в России и в Советском Союзе всегда было предметом национальной гордости. И вполне справедливо.

Выпускники российских школ - и раньше, и сегодня - бесспорно занимают лидирующие места в мировом музыкальном истеблишменте. Не буду перечислять имен, их слишком много, и они очевидны - от Петра Ильича Чайковского до Евгения Кисина и Вадима Репина.

Однако в последнее время наше музыкальное образование стало давать сбои. Ушло на пенсию или в мир иной славное поколение Учителей, воспитавших десятки и сотни первоклассных исполнителей. Уехало на Запад и на Восток целое поколение музыкантов, которое, восприняв заветы своих педагогов, предпочло передавать их в других странах, где за это давали гораздо более высокую зарплату и гарантированные социальные блага - пенсии, медицинские страховки и т.д. И никто не может их осудить, они сделали свой выбор, и дай им Бог здоровья.

Но здесь, в России, как свидетельствуют руководители крупнейших музыкальных школ разного звена - и начального, и среднего, и высшего, - определенно происходит кризис.

08.04.2011 Пять событий недели с композитором Александром Журбиным // РГ, 7 апреля 2011

1 Оглашены предварительные итоги переписи населения

Снижение численности на два с лишним миллиона - довольно мрачная новость. В Китае народ прибывает, как вода в половодье, на Ближнем Востоке тоже, население США уже намного перегнало наше времен СССР. Хоть и вяло, но прибавляет Европа. А мы уменьшаемся. Единственное утешение - возможно, статистика врет. Масса людей не пересчитана. Вот, например, я - к нам в дом, хотя я живу в центре Москвы, никто не приходил.

01.04.2011 Авторская колонка А.Журбина в "Известиях" №10

Возможность договориться с Мефистофелем

1 апреля 145 лет тому назад родился композитор Ферруччо Бузони.

Никто и не заметит этой даты, вряд ли будут юбилейные торжества в какой-нибудь стране. Обычная публика скорее всего вообще не слышала это имя. Музыкантам-профессионалам он, конечно, известен. Однако, если вы спросите, что именно он написал, даже самые эрудированные почешут в затылке.

Нет, все-таки есть произведение, которое знают все: это... "Чакона" Баха; она написана для скрипки, а Бузони сделал ее фортепианное переложение, которое часто звучит до сих пор: Бах-Бузони - "Чакона" (мы в консерватории шутили: Бах-Буденный - "Первая Чаконная"). Наверное, вспомнятся какие-то обработки Листа. А дальше - тишина.

Однако заглянув в любую энциклопедию, мы обнаружим огромный список его сочинений: три оперы, симфоническая и камерная музыка, концерты, квартеты, сонаты, вокальные сочинения, огромное количество фортепианных пьес. Он был человеком фантастической энергии и занимался многим одновременно: писатель, эссеист, журналист, философ, педагог, дирижер, аранжировщик, общественный деятель. А главным источником денег для него была игра на рояле - он был выдающимся пианистом-виртуозом, настоящей суперзвездой в начале XX века. Но в глубине души все же считал себя прежде всего композитором. И без устали писал музыку.


25.03.2011 Авторская колонка А.Журбина в "Известиях" №9

Пишите письма

"Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне..." Кто из нас, представителей старшего поколения, не помнит эти стихи Маршака? Кто не представлял себе этого дядю "с цифрой 5 на медной бляшке, в синей форменной фуражке" - ведь "это он, это он, ленинградский почтальон" сопровождал все наше детство.

И как герой этих бессмертных стихов, и в виде реального дяди (или тети) в какой-никакой форме (может, и не в синей), в фуражке (в панамке, шляпе или шапке), но главное - "с толстой сумкой на ремне", в которой - приятно подумать - находились письма, открытки, бандероли, порой переводы, а также повестки, счета, приглашения, да мало ли что, - все это называлось сладким словом "почта".

22.03.2011 Наслаждаться искусством в Mанхэттене // Культура, № 8 (7768) 17 - 23 марта 2011г.
В этом году суровая зима не только в Москве. Нью-Йорк тоже пережил очень холодные дни, со снегом и метелями. И если для Москвы это нормально и мы к этому привыкли, то для Нью-Йорка – стихийное бедствие. При температуре минус 10 – 12 градусов по Цельсию отменяются занятия в школе, при сильном снегопаде разом отменяются все рейсы в аэропортах, не ходят междугородние автобусы, почти бездействует метро.

Впрочем, театры и концерты не отменяются никогда. На моей памяти Бродвей потух на несколько дней только один раз – это было в сентябре 2001 года, после памятных событий. И даже тогда через неделю театры стали открываться. Лозунг американцев, как у древних греков: мы можем жить без хлеба, но развлечения нам подавайте вовремя!

Я в этом году традиционно провел январь в Нью-Йорке и много чего посмотрел. Об этом и расскажу.

20.03.2011 Авторская колонка А.Журбина в "Известиях" №8

Аутентичные аплодисменты

Каждому, кто бывает на концертах филармонической музыки, знакома такая ситуация: закончилась первая часть симфонии - и твой сосед зааплодировал. Весь зал оглянулся на него с осуждением. Сосед смешался и больше до конца концерта не хлопал. Все поняли: он здесь впервые.

Так что же, выходит, не стоит выражать свои чувства, даже если тебе что-то очень понравилось?

Итальянцы в опере частенько устраивают овацию сразу после удачно взятой тенором высокой ноты, наплевав на то, что ария не закончилась. В других странах начинают хлопать после окончания вокальной партии, даже если там еще двенадцать тактов оркестровой постлюдии. В России интеллигентная публика аплодирует уже после окончания музыкального фрагмента. Но во всем мире, если ты в нужный момент не захлопаешь и не закричишь "Браво!", окружающие посмотрят неодобрительно, типа - ты чо, не понимаешь ни фига?

04.03.2011 Авторская колонка А.Журбина в "Известиях" №7

Ходите в оперу, господа

Опера сегодня переживает бум, опера в моде, оперный театр занимает лидирующие позиции по части режиссуры, сценографии и многого другого - утверждают одни (и я в их числе). Опера умирает - утверждают другие. Опера давно умерла - считают третьи. Кто прав?

Как ни странно, это зависит от города или страны. Где-то оперное искусство расцветает и привлекает огромные массы людей, где-то стабильно существует на деньги меценатов или налогоплательщиков, а где-то и увядает.

Вот, например, в Италии, на мой взгляд, в опере сейчас период депрессии, хотя это самая оперная страна в мире. У меня вообще есть теория, что настоящие оперы - итальянские, все остальные - немцы, французы, русские, американцы - только более или менее успешно им подражают. Однако великие итальянские театры (Ла Скала в Милане, Сан-Карло в Неаполе, Ла Фениче в Венеции, Арена ди Верона, Римская опера) с трудом переносят финансовые кризисы, их бесконечно лихорадят забастовки, сезоны короткие, постановок мало.


25.02.2011 Авторская колонка А.Журбина в "Известиях" №6
Остановите музыку

Сознаюсь: я ненавижу музыку. Практически любую. Ненавижу - если мне ее навязывают. Если я ее слушаю не по собственной воле, а по воле кого-то другого.

Конечно, дома или в автомобиле мы вольны слушать то, что хотим, это наше личное дело. Более того, это очень интимная часть нашей жизни, за которой порой - тайна и откровение. Хорошо, казалось бы, знакомые мне люди не раз открывались совсем по-другому именно после поездки в их автомобиле. Один человек неожиданно упал в моих глазах, поскольку в его коллекции дисков была исключительно голимая попса, другой, кого я ставил как раз не особенно высоко, оказался поклонником камерной музыки Брамса и радиостанции "Орфей"... Тем не менее повторю: то, что делает человек за закрытой дверью, - его личное дело, его privacy. Но только до тех пор, пока он это делает наедине с собой, дома, на даче или в автомобиле, пока не вступает в силу принцип "моя свобода кончается там, где начинается твоя свобода". И сегодня я хочу поговорить как раз о том, как наши права свободных людей попираются именно в музыкальной области.


16.02.2011 Авторская колонка А.Журбина в "Известиях" №5

Недосписок Томмазини

Сейчас принято составлять списки "самых". Самых лучших и самых худших. Самых больших и самых маленьких. Самых богатых, самых влиятельных, самых сексуальных - и так далее без конца. Собственно нет такой области, где бы подобные рейтинги не составлялись. Эти списки в бесконечном количестве составляются и в России, и в Европе, и в Америке.

Списки бывают вполне безобидные - "10 лучших видов на острове Суматра", забавные - "50 самых толстых велосипедистов" и коммерческие, всегда подозрительные с точки зрения коррупции: например, рейтинги продаж какого-нибудь автомобиля, рейтинги фильма перед голосованием на премию или рейтинги разных партий в предвыборный период.

Но сегодня я хочу поговорить о совершенно некоммерческом рейтинге. Вернее, даже не рейтинге - списке. Списке 10 самых великих композиторов, который недавно напечатала самая влиятельная газета западного мира "Нью-Йорк Таймс".

29.01.2011 Авторская колонка А.Журбина в "Известиях" №4

Многие изобретения быстро устарели: паровоз, примус, патефон, мопед, аудио- и видеокассеты, выходит из употребления факс, на наших глазах уходят в прошлое CD и DVD. Это нормально, человечество идет вперед. Но старый добрый телефон (Александр Белл запатентовал изобретение 135 лет назад) как средство общения не устареет никогда.

И слова "аллё" или "хеллоу" по-прежнему остаются среди самых употребляемых слов на земном шаре.

Сегодня телефоны в России (не мобильные, а наземные) стали работать лучше. Набирая "8", не натыкаешься на бесконечный, изнурительный сигнал "занято", как это было в недавние времена. Правда, сейчас на наши телефоны звонят какие-то бесконечные дилеры - типа переходите к нам, и мы сделаем вашу жизнь прекрасной. Но это нормально, значит, есть конкуренция, есть выбор.

Однако суть моих заметок не в этом. Вот три маленьких сюжета...

24.01.2011 Авторская колонка А.Журбина в "Известиях" №3
В праздничные новогодние дни в Москве было хорошо. В смысле - на дорогах свободно и спокойно, автомобилисты могли планировать свою жизнь и быть уверенными, что успеют вовремя на работу или на свидание. Так говорят те, кто оставался в Москве; я в эти дни уезжал, как и почти все мои знакомые. Но вот жизнь вошла в будничную колею - и опять многочасовые заторы на всех кольцах, опять не проехать по арбатским и чистопрудным переулкам, где в узенький проезд между стоящими по обочинам машинами не втиснуться на среднего размера внедорожнике. Что интересно, стоят они все под знаком "остановка запрещена". Жизнь автомобилиста в Москве зимой - это тотальный непрекращающийся кошмар.

Кликните, чтобы прочесть дальше.

© Александр Журбин, 2005 г.


 

Разработка сайта ИА Престиж